Задачи оптимальной подготовки иностранных студентов для обучения в высших учебных заведениях выдвигают перед подготовительными факультетами требования обеспечения необходимого стартового уровня их познавательной деятельности на основе реализации преемственности в обучении на подготовительных факультетах и первых курсах вузов различного профиля обучения.
Целью работы является рассмотрение понятия «преемственность» как дидактической категории в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам студентов-иностранцев подготовительных факультетов и методических путей его раскрытия для обеспечения успешной учебы.
В педагогической литературе понятие «преемственность» не имеет однозначного толкования как в содержательном, так и в функциональном аспекте. Некоторые авторы отождествляют его с понятием «систематичность», рассматривают как опору на пройденное для последовательного развития знаний, умений и навыков и установления разнообразных связей не только между новыми, но и прежними знаниями как элементами целостной единой системы; как неразрывную связь между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширение и углубление знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний; поступательный характер развертывания всего учебного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы с учетом качественных изменений происходящих в психологии студентов. Мы рассматриваем понятие «преемственность» как последовательную, систематическую и системную непрерывную связь и согласованность между системами учебно-воспитательных процессов на подготовительных факультетах (как первой стартовой ступени обучения) и на последующих курсах обучения в высших учебных заведений (как последующих ступеней обучения). При этом установление связей между элементами внутри одной системы (в нашем случае системы обучения на подготовительных факультетах) мы относим к проблеме межпредметных связей.
Специфические условия функционирования учебно-воспитательного процесса на подготовительных факультетах определяют многофункциональность и многоаспектность проявления этого понятия и требуют учета диалектической связи между различными педагогическими системами: зарубежные системы образования – подготовительный факультет; подготовительный факультет – профильные факультеты высших учебных заведений.
Программа реализации преемственности в учебном процессе на подготовительных факультетах включает в себя следующие этапы:
- изучение зарубежных систем образования;
- анализ программ и учебных планов изучения профильных дисциплин на первых курсах вузов;
- определение стартового уровня подготовки иностранных студентов для последующего обучения на подготовительном факультете;
- определение и коррекция объемов знаний по естественнонаучным дисциплинам, подлежащих усвоению на подготовительных факультетах с учетом содержания типовых рабочих программ и стартового уровня знаний студентов;
- создание системы оптимальных форм и приемов обучения естественнонаучным дисциплинам, использование коммуникативно-когнитивной модели обучения с целью формирования различных приемов познавательной деятельности студентов;
- внедрение кредитно-модульной системы эффективного функционирования процесса обучения: модульное структурирование учебных дисциплин, рейтинговая система контроля эффективности их изучения;
- анализ успеваемости выпускников на первых курсах вузов, анкетирование с целью выявления трудностей в процессе их обучения на подготовительных факультетах и коррекции обучения.
- Условием успешной реализации преемственности в обучении иностранных студентов в вузах является обеспечение взаимодействия систем обучения студентов-иностранцев на подготовительных факультетах и первых курсах высших учебных заведений.