Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

--- 1 1 1
1

Актуальной задачей совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) является подготовка на качественно новом уровне медицинских специалистов, способных грамотно и квалифицированно организовать и выполнить сложный объем работ по медицинскому обеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) [1].

В очагах стихийных бедствий, аварий, катастроф складывается, как правило, нестандартная обстановка, совершенно отличная от повседневных условий деятельности органов практического здравоохранения. Она определяется, во-первых, спецификой действующих поражающих факторов, во-вторых, массовостью санитарных потерь и, как следствие, диспропорцией между потребностью населения в медицинской помощи и возможностью ее своевременного оказания в оптимально достаточном объеме. Подобная ситуация требует не только организованности действий, но и диктует необходимость использования особых форм и методов работы медицинского персонала [2]. К сожалению, опыт ликвидации медицинских последствий ряда ЧС показывает, что работники системы здравоохранения, привлекаемые в качестве сотрудников формирований экстренной медицинской помощи, в реальных условиях нередко проявляют растерянность, недостаточную эффективность, действуют бессистемно, допуская ошибки организационного, либо лечебно-диагностического характера.

Причинами этих недостатков являются, с нашей точки зрения, следующие факторы:

  • недостаточный объем часов, отведенных вопросам медицины катастроф согласно действующим образовательным стандартам медицинских специальностей;
  • сокращение объема часов и нелогичное разделение дисциплин «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» по семестрам обучения (1 и 5 курсы, либо 2 и 6 курсы согласно учебным планам специальностей по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования 3-го поколения [3]), не способствующее последовательному их изучению обучающимися;
  • недостаточное знание врачами гражданского практического здравоохранения современной системы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС;
  • недостаточное знание специфики поражающих факторов, свойственных ЧС;
  • недостаточно полные знания в области патогенеза, клиники, диагностики и лечения многообразных форм поражения при ЧС;
  • недостаточный практический опыт работы (либо его отсутствие) по оказанию экстренной медицинской помощи в условиях ЧС;
  • отсутствие должной психологической подготовки врачебных кадров к действиям в очагах широкомасштабных катастроф;
  • недостаточно полное обобщение и использование опыта ликвидации медицинских последствий ЧС в процессе подготовки специалистов.

В целях кардинального решения проблемы подготовки кадрового состава ВСМК и усиления системы гражданского практического здравоохранения как на уровне персонала лечебно-профилактического звена, так и на уровне управленческих структур при административных органах регионального, территориального и местного значения назрела необходимость внесения изменений в программу обучения студентов медицинских высших учебных заведений (вузов) [4]. Примечательно, что в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения еще в декабре 2001 г. Решением № 4 рекомендовала Правительству РФ поручить Минздраву России «проработать вопрос о введении специальности «врач экстремальной медицины» в классификацию медицинских специальностей. Улучшить подготовку студентов (учащихся) в высших (средних) медицинских учебных заведениях по вопросам медицины катастроф». Введение такой специальности, следовательно, имеет высокую государственную значимость и является одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны. От знаний и навыков медицинского персонала, умения четко определять приоритеты, быстрого и хладнокровного принятия решений зависит сохранение здоровья и жизни населения. Такие знания и опыт необходимы будущим организаторам здравоохранения, работникам профилактических служб, клиницистам.

Вместе с тем, подготовка студентов медицинских вузов в области углубленного изучения вопросов экстремальной медицины по настоящее время не соответствует практическим требованиям. Так, например, в программе обучения отсутствует самостоятельный курс токсикологии (отдельные его фрагменты преподаются в рамках различных курсов и кафедр). Целостного же представления по предмету токсикологии, включающему ряд важнейших самостоятельных разделов, студенты не получают.

На протяжении многих лет в некоторых медицинских вузах, исходя из учебных планов, сложилась практика преподавания дисциплины военная эпидемиология на кафедрах инфекционных болезней (с курсом эпидемиологии или без такового), что в реальности сводится к повторному изучению студентами отдельных нозологических групп инфекционной патологии. Безусловно, в дополнительном повторении основ инфекционных болезней негативного аспекта нет, однако приходится констатировать недостаточное внимание конкретным теоретическим и практическим специальным вопросам, касающимся организации и проведения противоэпидемических мероприятий как в условиях военного времени, так и в очагах ЧС мирного времени. Жизнь диктует настоятельную необходимость качественной подготовки специалистов, свободно ориентирующихся в области эпидемиологии ЧС. Однако в новых образовательных стандартах 3-го поколения дисциплина «военная эпидемиология» отсутствует как таковая.

В целом, по нашему мнению, обучение по специальности «врач экстремальной медицины» должно включать наряду с базовой общемедицинской теоретической и клинической подготовкой курс специальных дисциплин: организация медицинского обеспечения населения в ЧС (включая, кроме того, изучение специальных правовых и управленческих вопросов); токсикология; эпидемиология; военно-полевая хирургия; военно-полевая терапия; общая и медицинская психология экстремальных состояний; реаниматология.

Необходима разработка образовательного стандарта и программы обучения по новой специальности. Методическим центром и учебной базой преподавания концептуальных вопросов организации медицинского обеспечения населения в ЧС, токсикологии и эпидемиологии должны стать кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, так как именно в штатном расписании этих кафедр имеются высококвалифицированные военные специалисты-врачи и ученые – преподаватели организации медицинского обеспечения населения в ЧС, мобилизационной подготовки здравоохранения, радиационной, химической и бактериологической защиты, знающие не только теоретический фундамент преподаваемых дисциплин, но и располагающие собственным бесценным опытом практических действий. Остальные (клинические) дисциплины следует передать профильным клиническим кафедрам. Подготовка врачей должна обеспечивать полноценное освоение не только теоретических знаний, но и практического опыта лечебной, диагностической, организационной работы. В целях преемственности процесса подготовки специалиста необходимо предусмотреть последовательное обучение в субординатуре, интернатуре и клинической ординатуре, а также последипломную подготовку врачей экстремальной медицины. Целесообразно объявить конкурс на разработку адекватных организационно-методических и научно-практических указаний, рекомендаций и учебных пособий, информационных технологий и технических средств обучения, на основе которых обучающиеся смогут с максимальной эффективностью совершенствовать теоретическую и практическую базу выполнения своего профессионального долга.

Таким образом, подготовка врачей экстремальной медицины из числа студентов и врачей факультетов последипломной подготовки медицинских вузов на базе кафедр мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф является одной важных задач. Необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, сплава богатого практического опыта, теоретических знаний, научного потенциала высококвалифицированных кадров кафедр, чтобы восполнить существующий пробел и подготовить будущих работников практического здравоохранения к действиям в экстремальных условиях, акцентируя внимание на современных научных достижениях медицины катастроф.