Обосновывается необходимость разработки и реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего» на базе Педагогики будущего – Гуманной педагогики. Подчеркивается уникальность учения Шалвы Александровича Амонашвили, автора многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и других). Особое внимание обращается на идеи В.В. Путина, высказанные во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»15 октября 2014 года (Пенза): «Школа должна давать не только знания… Преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание… Многие страны утратили воспитательную и гуманистическую составляющие образования… Миссия школы – задавать ориентиры. Учитель должен учить отличать правду от лжи ещё в школе». Ключевой тезис автора: интеграторы успеха «Школы будущего» по сути дела, являются радикальным практико-ориентированным инновационным проектом.
Уважаемые коллеги! Во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года (Пенза) В.В. Путин подчеркнул: «В обществе растут позитивные оценки состояния сферы образования. Тем не менее нам необходимо идти дальше. Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии. Главное, ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни» [10].
Мы все прекрасно понимаем, что образование – это та сфера жизнедеятельности человека, которая затрагивает интересы практически каждого жителя страны, и вопрос «Какой должна быть сегодня школа?» является одним из ключевых в развитии системы образования России. Это неоднократно подчеркивалось в ряде ключевых документов и источников [3, 4, 5, 7, 9, 11, 13].
Мы вполне подошли сегодня к тому рубежу, за которым начинается именно такая школа, которая описана в ключевых документах, связанных с развитием системы образования. Тот, кто не сможет перейти этот Рубикон, просто обречен оставаться в аутсайдерах. Конечно, не все школы станут «школами нового типа», но оставшиеся просто физически не смогут готовить действительно достойных учеников.
«Усредненная» школа обречена на «усредненного» ученика. А это самое «среднее», определяемое заказчиком в лице государства, судя по тенденциям, явно наметившимся в последнее время, будет постоянно снижаться. Так что у школы, претендующей на некий достойный уровень образования просто нет выбора…
Таким образом, система образования России подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.
Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в данном десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.
Наиболее радикальными среди этих изменений, на наш взгляд и на взгляд экспертов системы образования, являются:
– ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования;
– реализация нового поколения стандартов образования, которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства;
– повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха.
Предстоит добиться достижения высоких образовательных результатов (в том числе, новых) каждым из школьников, предоставления каждому учащемуся равного доступа к качественному образованию.
В основе новой модели лежит синтез новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, а также профессионального развития педагогов.
Переход к новой модели школы – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления педагогов об учебной работе в школе. Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения школы, тщательного планирования процесса изменений, систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь. По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:
– интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательных организаций;
– их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;
– проверку доказательной результативности полученной модели.
Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества: родителей, политиков, педагогов, управленцев, а также активного вовлечения в него самих детей.
Содержательные направления работы Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования, который я представляю, выглядят следующим образом:
1. Обеспечение инновационного характера системы образования.
2. Содержание образования (продолжение работы по «Федеральным государственным образовательным стандартам» на базе деятельностно-компетентностного подхода).
3. Формирование новой генерации учителей как новой общественной и профессиональной элиты (Учителя для «Новой школы»).
4. Развитие детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности.
5. Развитие здоровой и дружественной среды, сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Инфраструктура обеспечения образовательной деятельности.
7. Реализация специально выстроенной системы управления изменениями, расширение самостоятельности образовательных организаций.
Содержание и взаимодействие этих направлений мы предлагаем рассмотреть в интегративном поле управления качеством образования.
Вышеперечисленные содержательные направления мы рассматриваем через призму программы «Интеграторы успеха «Школы будущего» (данная программа разработана сотворческим коллективом Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования в рамках направления «Гуманистическая психология и педагогика»; руководитель направления Орлова Е.Н.).
Первым ключом интеграторов успеха «Школы будущего» является Педагогика будущего – Гуманная педагогика, Гуру (Учителем, Мастером) которой является Шалва Александрович Амонашвили, выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике» [1], «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики», руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вся жизнь и творчество Ш.А. Амонашвили посвящены развитию классических идей гуманной педагогики, утверждению в педагогическом сознании понятия «духовного гуманизма».
Ш.А. Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л.Н. Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино».
«Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства. На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А. Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям» (Богуславский М.В.) [2].
«Характеристика системы идей и взглядов Ш.А. Амонашвили убедительно показывает, что Мыслитель изначально нес в себе высокую миссию – сотворить духовно-педагогическое Учение не только для своих современников, но и для будущих поколений. На протяжении 60 лет педагогической деятельности он создал три взаимосвязанные системы:
– Учение гуманно-личностной педагогики (сформирована к началу 90-х годов ХХ века), которую можно реализовывать в настоящее время.
– Школу Жизни (разработана во второй половине 90-х годов ХХ века), которую возможно осуществить во второй четверти ХХI века.
– Педагогику Любви и Света (сотворена в первое десятилетие ХХI столетия) для Вечности, которая может быть востребована и реализована во второй половине ХХI века.
Местом конденсации идей этой педагогики выступает ноосфера или, как ее определяет сам Шалва Александрович – находящаяся вокруг Земли Сфера Сердца». [2].
Ключевыми источниками Ш.А. Амонашвили для нас, как и для всех представителей Гуманной педагогики являются: Манифест Гуманной Педагогики [8], Кодекс чести и служения учителя [6], Строматы Ш.А. Амонашвили [12].
Отличительные особенности терминологии гуманистической концепции Ш.А. Амонашвили состоят в следующих положениях:
– поскольку педагогические воззрения Ш.А. Амонашвили основаны на религиозно-духовной философии, значения базовых терминов его гуманистической концепции системно и логико-семантически связаны с понятиями духовности и нравственности;
– отличительной чертой педагогической терминологии Ш.А. Амонашвили является семантический анализ важнейших педагогических категорий с позиций собственной педагогической философии {воспитание, образование, школа и др.).
– Ш.А. Амонашвили является сторонником расширения понятийной базы гуманной педагогики за счет образных средств и метафор, отражающих гуманно-личностный подход в педагогическом процессе {партитура школьного дня, познавательная шалость, педагогический ансамбль, урок как аккумулятор жизни ребенка и др.).
Важную роль в разработке и реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего» также занимают современные отечественные гуманистические концепции и взгляды (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, С.В. Кульневич, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Ю.И. Турчанинова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская).
Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход является одним из четырех направлений педагогики сотрудничества, ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы преподавателя, воспитателя, руководителя, воспитательной организации в целом.
Во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года (Пенза) В.В. Путин призвал отличать правду от лжи ещё в школе. «Школа должна давать не только знания. Нельзя забывать, что преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание… А учителя были всегда властителями дум молодежи. Сейчас непростое время для преподавания: поток информации такой, что очень трудно выполнять функцию властителя дум молодежи. Нужны и знания, и талант, и желание совершенствоваться. Потоки информации могут быть разрушительными, особенно для молодых. Знаем примеры некоторых стран, которые, к сожалению, частично утратили воспитательную и гуманистическую составляющие образования. Это еще многим аукнется. Что мы сегодня наблюдаем? Всплеск национализма, утрату семейных, нравственных ценностей, культурных традиций, идентичности. Это добром не заканчивается, как правило. Миссия школы – задавать ориентиры. Учитель должен учить отличать правду от лжи» [10].
Эта цитата является для нас ключевой и поэтому в дальнейшем будем активизировать работу по реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего», концентрируя внимание, в первую очередь на воспитательной и гуманистической составляющей образования.