Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

В статье представлены результаты исследования особенностей организации финансового обеспечения фундаментальных и прикладных исследований в современной России, а также концепция партнерских отношений в рамках триады «университет-государство-бизнес». Обозначены основные положения, определяющие необходимость государственного регулирования научной деятельности, а также актуальность применения проектно-ориентированных механизмов финансового обеспечения университетской науки. Представлены основные положения концепции партнерской программы, разрабатываемой ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Актуальность организованного воздействия на отношения «университет-государство-бизнес» обусловлена современными экономическими, социальными процессами, влияющими на организацию общества и экономики. Особое значение развитие партнерских отношений «университет-государство-бизнес» имеет для экономики регионов Севера-Востока и Дальнего Востока России в условиях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Целевое воздействие на отношения «университет-государство-бизнес» должно учитывать также особенности организации науки и высшего образования в современных условиях.

На постиндустриальном этапе развития общества основным экономическим ресурсом становится новое знание, которое формирует интеллектуальный капитал, обеспечивающий возможность извлечения сверхприбыли в условиях экономики знаний. Однако при этом трансформируются условия возникновения нового знания, что существенным образом меняет условия функционирования университетов. Для успешного функционирования университета в данных условиях крайне необходима диверсификация источников финансирования и направлений научных исследований.

Организация финансового обеспечения науки с делением на фундаментальную («чистую науку») и прикладную («приносящую прибыль») вполне традиционна и общепринята в мировой практике государственного регулирования инновационных процессов. При этом, на различных этапах развития экономики и общества предлагались и использовались различные подходы к организации государственного финансирования науки исходя из приоритетности фундаментальной или прикладной составляющей.

В 2014 г. государственное задание вузам в сфере научной деятельности и, следовательно, финансовое обеспечение государственного задания делятся на базовую и проектную части. При этом, такое деление (классификация) государственных расходов, направляемых на поддержку научной деятельности, должно обеспечивать рациональное распределение данной поддержки между фундаментальной и прикладной наукой. Так же актуальна оценка спроса и предложения на инновации, возникающие в результате размещения государственного заказа на предоставление бюджетной услуги в сфере науки и образования. Немаловажное значение имеет методология анализа стоимости бюджетной услуги, производство которой на государственные деньги предлагается и реализуется научным сообществом на рынке инноваций. Крайне важно определить возможность оптимизации стоимости данной бюджетной услуги при одновременном повышении её эффективности [1].

Исследования показывают, что инженерное усложнение производственных процессов при одновременном снижении их трудоемкости исключают возможность возникновения технологических новинок в результате изобретений простых рабочих и предпринимателей. Разработка технологий в современной экономике базируется на фундаментальных исследованиях и, как показывает мировая практика, сосредотачивается в университетах. При этом, университет становится основным опорным элементом производительных сил в условиях экономики знаний.

В системе государственного регулирования на современном этапе особое внимание уделяется государственной поддержке фундаментальных исследований. Государственная политика, направленная на развитие науки и технологий в РФ, предусматривает приоритетность бюджетного финансирования фундаментальной науки. Вузы при организации «чистой науки» и прикладных исследований стимулируются на использование современных проектно-ориентированных методов, механизмов и инструментов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности генерируемых знаний и технологий. Использование проектно-ориентированных методов стимулирования исследований предусматривает увеличение объемов внебюджетного финансирования НИР и НИОКР со стороны коммерческих организаций с целью получения значительного экономического эффекта от инноваций.

Такие исследования, как правило, осуществляются по заказу бизнес-структур при государственной поддержке с использованием накопленного научно-технического потенциала «проектных университетов» (университетских «квазикорпораций»). Многочисленность активно взаимодействующих участников фундаментальных исследований, «проектных университетов», кафедр и лабораторий, ученых и студентов обуславливает возникновение сетевых эффектов, мультиплицирующих результаты государственной поддержки.

Таким образом – университет становится основным опорным элементом производительных сил в условиях экономики знаний – проектным университетом, квазикорпорацией. В данном статусе университетская квазикорпорация отказывается от отношений с корпоративным бизнесом в форме «поставщик-потребитель» и вступает с ним в равные партнерские отношения. Университет также влияет на определение стратегических направлений государственного регулирования экономики. Университет может и должен выступать как крупный (часто «транснациональный») хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность с целью извлечения прибыли и оказывающий значительное влияние на социально-экономическое развитие региона. При этом государство определяет стратегические цели тандема «университет-бизнес», обеспечивает рациональную нормативно-правовую базу, регулирует коммуникации «университет-бизнес», обеспечивает соблюдение «правил игры» с учетом складывающихся геополитических и макроэкономических условий.

Одним из первичных механизмов участия государства в триаде «университет-бизнес-государство» является законодательство, предусматривающее льготы для корпораций, финансирующих НИР, НИОКР и образовательный процесс:

– государственные цены на сырье и материалы;

– снижение налога на прибыль;

– снижение таможенных пошлин на наукоемкую продукцию;

– предоставление возможности работать в государственных лабораториях;

– безвозмездная аренда государственной собственности и земли, используемой при проведении НИР;

– долевое финансирование НИР и НИОКР по стратегическим направлениям и т.п.

При этом возникают условия для трансформации систем управления наукой и высшим образованием как на макроуровне, так и на уровне вузов. Мировой опыт показывает – в развитых странах происходит значительное сокращение автономии традиционных университетов, за счет «проникновения» государства в системы управления высшей школой. Также активно университеты привлекают к управлению наукой и образовательным процессом корпорации, финансирующие НИОКР и подготовку кадров для нужд бизнеса.

Немаловажным фактом, влияющим на развитие современного университета и партнерских отношений «университет-государство-бизнес», является склонность крупных корпораций к организации корпоративных исследовательских и образовательных организаций для собственных нужд. Данные организации могут создаваться как дочерние фирмы корпораций с участием университета в их капитале.

В ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (СВФУ) разрабатывается партнерская программа, которая должна обеспечить эффективное целевое воздействие на триаду «университет-государство-бизнес».

Предметом данной программы являются партнерские отношения в рамках триады «университет-государство-бизнес».

Цель программы – обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества университета, органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса – путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов партнеров.

Одним из основных результатов реализации партнерской программы предполагается переход к проектно-ориентированному управлению наукой и образованием в РС(Я), а также диверсификация источников финансирования университета и направлений научных исследований.

Для достижения цели ставятся задачи с учетом сложившейся макроэкономической ситуации в регионе.

1. Повышение эффективности взаимодействия СВФУ с органами государственной власти и бизнес-структурами при подготовке кадров

Решение данной задачи обеспечивается на основе комплексного сотрудничества университета, органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса – стратегическими партнерами путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов партнеров. Предусматривается комплекс следующих мероприятий.

Прогноз потребностей рынка труда и обеспечение раннего трудоустройства выпускников

Совместная разработка содержания, информационно-методического и материально-технического обеспечения основных и дополнительных образовательных программ

Совместная реализация и ресурсная поддержка образовательных программ, технологических и преддипломных практик студентов

Разработка профессиональных требований к специалистам

Оценка качества образовательных программ и качества подготовки выпускников. Обеспечение деятельности экспертных советов по научно-образовательным направлениям

Привлечение студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности. Внедрение образовательной технологии «обучение через исследовательские проекты» при подготовке практико-ориентированных специалистов

Проведение совместных НИОКР и инновационных разработок, внедрение и выпуск продукции

Организация на базе предприятий-партнеров повышения квалификации и стажировок преподавателей и сотрудников университета. Совместная подготовка кадров высшей научной квалификации

Развитие инфраструктуры стратегического партнерства, создание совместных учебно-научных центров, лабораторий, базовых кафедр, центров коллективного пользования

Разработка и апробация эффективных механизмов взаимодействия университета с предприятиями–партнерами

Проведение совместных конференций, школ-семинаров для студентов, аспирантов и молодых ученых

Участие в коллегиальных органах управления предприятий-партнеров. Формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятия

Сотрудничество базируется на долгосрочных договорах и комплексных проектах, охватывающих образовательную, научную и инновационную сферы.

2. Обеспечение эффективных коммуникаций, развитие партнерских отношений с органами государственной власти и бизнес-структурами

Решение данной задачи предполагает организацию коммуникаций с рациональными, адекватными прямыми и обратными связями со всеми уровнями и субъектами государственного и муниципального управления, а также с бизнес-сообществом. Партнерские отношения проявляются в различных формах взаимодействия: формирование экспертных советов, использование форсайт-технологий в прогнозировании социально-экономического развития, использование научной организации систем управления регионом, территориями, отраслями, предприятиями и т.д. и т.п.

Также важное значение для триады «университет-бизнес-государство» имеет процесс вовлечения во взаимодействие как можно большего числа участников: финансово-кредитных учреждений, некоммерческих организаций, средств массовой информации, общественных и политических организаций и т.п. (рис. 1).

pic_1.tif

Рис. 1. Эвристическая модель взаимодействия «университет-бизнес-государство»

При этом университет может выступать как стороной, так и организатором научно-обоснованного взаимодействия бизнес-структур и государственной власти в регионе. В современной общественно-экономической формации одним из существенных факторов, определяющих государственную политику, направленную на социально-экономическое развитие, является взаимодействие различных групп общества, оказывающих давление друг на друга и на государство. На политические процессы часто оказывают влияние крупные экономические группы (бизнес-структуры), преследующие собственный экономический интерес. Взаимодействие государства с различными ассоциациями порождает организованные, партнерские интересы, участвующие в государственном управлении, в том числе в государственном регулировании экономики, отраслей и даже отдельных предприятий. При этом партнерские интересы в большинстве случаев представляют собой систему представительских отношений, выстроенных на принципах корпоративизма.

Данные обстоятельства обуславливают возможность активного участия университета в статусе «квазикорпорации» в разработке и реализации государственной политики в регионе. При этом эффективность коммуникаций университета с государством и бизнес-структурами может обеспечиваться системой корпоративных отношений и механизмами корпоративного управления интересами участников триады «университет-государство-бизнес».

Основной миссией СВФУ является содействие инновационному росту и повышению конкурентоспособности экономики Республики Саха (Якутия) путем опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий, организаций отраслей экономики, структур бизнеса и социальной сферы республики, создания и распространения знаний мирового уровня и формирования необходимых компетенций в сфере управления инновационным развитием экономики.

В настоящее время взаимоотношения государства, бизнеса и вуза в инновационной сфере на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики региона, повышения уровня его конкурентоспособности. В этой системе университет играет ключевую роль, во-первых, как основной поставщик конкурентоспособных специалистов для организаций реального сектора экономики, во-вторых, как обладатель результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций. При этом в модели ГЧП задача университета заключается в разработке и передаче научно-технических разработок в бизнес-структуры, задача бизнеса – материализация и эффективное использование разработок вуза, а миссия государства – создание благоприятных условий для успешной реализации конкурентоспособной продукции на рынок.

СВФУ в модели ГЧП также должен принимать активное участие в подготовке кадров для развития региональных инновационных кластеров (РИК) и территорий опережающего развития (ТОР) в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО). В свою очередь стабильное социально-экономическое развитие регионов ДФО связано в основном от рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), от его потребительской емкости и разновидности спроса на товарную продукцию. Поэтому СВФУ в своей деятельности должен вести постоянный мониторинг рынка стран АТР и своевременно производить корректировку в процесс образовательной деятельности с учетом конъюнктуры прогнозируемых параметров в потребности специалистов в том или ином направлении перспективного спроса потребительского рынка. В такой концептуальной постановке вопроса организационно-структурная схема взаимодействия СВФУ с другими участниками субъектов экономики представляет собой самосогласованную модель подготовки кадров, позволяющую использование экономико-математических методов расчета для мониторинга потребительского рынка и корректировки подготовки кадров на основе соответствующих статистических и иных показателей потребности в специалистах организациями отраслей реального сектора экономики (рис. 2).

pic_2.wmf

Рис. 2. Самосогласованная модель подготовки кадров в СВФУ [2]

Обеспечение эффективных коммуникаций, развитие партнерских отношений в рамках триады «университет-государство-бизнес» является одним из решающих условий для рационализации механизмов и инструментов государственного стимулирования спроса на НИР и НИОКР.

3. Обеспечение условий для рационального государственного стимулирования спроса на НИР и НИОКР

Корпоративный подход к управлению процессами в экономике знаний должен определять рационализацию использования ресурсов в процессе воспроизводства, распределения и использования новых знаний. Необходимо современное научное обоснование вновь создаваемых механизмов и инструментов государственного стимулирования спроса с учетом трансформации общественно-экономического устройства, связанного с возникновением и развитием постиндустриального, информационного общества на территории региона. Для решения данной задачи потребуется создать действенную систему мониторинга эффективности государственной поддержки бизнес-структур, имеющих партнерские отношения с университетом (рис. 3).

Данная система должна быть основана на современных концепциях государственного регулирования экономики, на современной информационной парадигме, с учетом ускорения темпов научно-технического прогресса, растущей рыночной асимметрии, глобализации рынка знаний и т.п. Для обеспечения условий решения данной задачи, в том числе, необходимо оптимизировать коммуникации в системах управления экономикой региона, используя прямые и обратные связи в партнерских отношениях «университет-государство-бизнес». Одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающих рационализацию государственного стимулирования спроса на НИР и НИОКР, является программно-целевое управление наукой и образованием.

4. Внедрение методологии программно-целевого управления научными исследованиями и образовательным процессом в СВФУ

Использование методологии программно-целевого управления в отношении университета в контексте партнерских отношений предполагает эффективное долевое участие государства в финансировании научных исследований и высшего образования с партнерским участием бизнес-структур. Для решения данной задачи необходимо разработать комплекс целевых программ, интегрированных в сферу действия федеральных и региональных целевых программ (рис. 4).

pic_3.tif

Рис. 3. Схема мониторинга эффективности государственной поддержки бизнес-структур

pic_4.tif

Рис. 4. Целевые программы, интегрированные в сферу действия федеральных и региональных целевых

При этом применение методологии программно-целевого управления предполагает, в том числе, использование принципов проектного финансирования научных исследований. Однако это положение не должно исключать обязательность государственного финансирования НИР и НИОКР в приоритетных для государства направлениях. Применение программно-целевого управления НИР, НИОКР и образовательным процессом обусловит диверсификацию источников финансирования, расширение направлений научных исследований университета, а также приведет к трансформации университета в категорию проектного (исследовательского) университета.

5. Оптимизация системы управления СВФУ с учетом трансформации в категорию проектных университетов

Решение данной задачи предполагает формирование матричных (проектных) структур управления в университете, используемых, в том числе, в организации партнерских отношений «университет-государство-бизнес» (рис. 5).

pic_5.tif

Рис. 5. Схема матричной (проектной) структуры управления

Для управления проектной деятельностью необходимо использовать гибкие технологии управления, основанные на применении программно-целевой методологии использования ресурсов: материальных, финансовых и интеллектуальных. Основным направлением развития систем управления должна быть информатизация и автоматизация управленческих процессов. Современный менеджмент предъявляет высокие требования к уровню автоматизации процесса подготовки управленческих решений. Целесообразно при организации управления проектами ориентировать университет на использование автоматизированных систем управления бизнесом.

6. Оптимизация систем управления трансфером технологий в экономику с учетом глобализации социально-экономических процессов и растущей рыночной асимметрии

Решение данной задачи предполагает оптимизацию прогнозирования, планирования, организации, контроля процесса продажи технологий и «ноу-хау», создаваемых в университете. Основным инструментом продвижения, распределения и сбыта вновь создаваемых технологий должен быть эффективный микс-маркетинг (интегрированный маркетинг). Стратегический и тактический маркетинг должен базироваться на коллективном (партнерском) использовании мощности существующих и вновь создаваемых центров трансфера технологий, функционирующих на предприятиях, в университете, в государственных организациях.

Исходя из содержания основных составляющих маркетинга, для решения данной задачи необходимо организовать систематический мониторинг имеющихся и потенциальных рынков сбыта инновационной продукции. Анализ рыночной ситуации целесообразно проводить с учетом региональных особенностей и факторов, влияющих на спрос и предложение. К основным факторам могут относиться перспективное развитие Северного морского пути, потенциал меридианного транспортного сообщения с выходом на рынки азиатско-тихоокеанского региона, перспективы создания территорий опережающего развития, особых экономических зон на территории региона, выгодное «центральное» геополитическое положение региона и т.п.

Особое внимание следует уделить оптимальной организации логистики производства и распределения новых знаний (информационного ресурса) с учетом революционного развития информационно-телекоммуникационных технологий, а также в связи с усложнением коммуникаций в результате развития партнерских отношений «университет-государство-бизнес». Также следует учитывать, что современная логистика является наиболее действенным инструментом повышения эффективности производства, повышения производительности труда в современных условиях. При этом современная логистика является неотъемлемой частью эффективного менеджмента крупных хозяйствующих субъектов, корпораций.

7. Позиционирование СВФУ в качестве крупного хозяйствующего субъекта («квазикорпорации»), ориентированного на глобальные рынки сбыта технологий, новых знаний и информационного ресурса, наукоемких услуг и товарной продукции

Решение данной задачи предполагает развитие автономности университета при партнерской поддержке государства и крупных хозяйствующих субъектов, на основе совместной проектной деятельности. Университет должен интегрироваться в проекты, реализуемые на территории региона в качестве крупного хозяйствующего субъекта («квазикорпорации»).

Основным направлением хозяйственной деятельности университета является производство и реализация нового знания, информационного ресурса, новых технологий и «ноу-хау». Университет обладает необходимыми производственными мощностями и будет их развивать исходя из предполагаемого объема производства. Учитывая государственные и корпоративные интересы, связанные с освоением и развитием Арктической зоны Российской Федерации, одним из перспективных направлений проектной, хозяйственной деятельности университета является разработка и испытание технологий, предназначенных для работы в суровых климатических условиях.

Результаты реализации Программы

1. Повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров, воспроизводимых СВФУ.

2. Формирование устойчивых, партнерских отношений в системе «университет-государство-бизнес».

3. Стимулирование социально-экономического развития РС (Я) в долгосрочной перспективе по типу интенсивного экономического роста, основанного на использовании результатов функционирования системы «университет-государство-бизнес».

4. Позиционирование СВФУ в качестве крупного хозяйствующего субъекта (квазикорпорации), имеющего партнерские отношения с корпоративным бизнесом и влияющего на систему государственного регулирования экономики.

5. Освоение новых рынков сбыта инновационной продукции, технологий, результатов интеллектуальной деятельности, кадровых ресурсов.

6. Увеличение объема наукоемкой продукции и услуг, производимых и реализуемых СВФУ.

7. Диверсификация источников финансирования и направлений научных исследований.

8. Переход к системе управления наукой и образованием в РС(Я) с преобладанием проектно-ориентированных методов.

Таким образом, реализация представленной в статье Концепции партнерской программы СВФУ, позволит диверсифицировать источники финансирования университета, а также расширит спектр направлений научных исследований.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект № 01201460079) и «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 0201460076).