Совершенствование управления творческим потенциалом в современных условиях изменчивости экономической среды и растущим уровнем конкуренции, предполагает развитие все новых подходов к решению научно-практических задач. Российский опыт управления показывает, что развитие креативного потенциала связывают с переходом от репродуктивной системы управления к креативной, которую иногда называют проблемной, целевой. Система формирования интеллектуального капитала нации включается в себя сферу производства инноваций и систему образования глобального инновационного уклада, направленную на формирование нового креативного класса.
Креативный класс можно определить как экономический класс, производящий экономические ценности в процессе творческой деятельности. Сюда относятся работники интеллектуального труда, представители свободных профессий, технические специалисты и т.д. [5]. В основе принадлежности к креативному классу выделяются следующие признаки: способы к самоорганизации людей в социальные группы; идентичность, основанная преимущественно на экономически функциях; собственность, не имеющая физической формы, проистекающая из творческих способностей; общие вкусы, желания и предпочтения. Суперкреативное ядро нового класса включает ученых и инженеров, поэтов и писателей, художников и актеров, дизайнеров и архитекторов, публицистов, редакторов, крупных деятелей культуры, экспертов аналитических центров, обозревателей и других людей, чьи взгляды формируют общественное мнение. Помимо этой группы к креативному классу относятся «креативные специалисты», работающие в отраслях экономики знаний, таких как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение, управление. Как правило, это подразумевает высокий уровень образования и человеческого капитала.
Согласно исследованиям экспертов [3], в рейтинге глобальной креативности, Россия занимает 30-е место среди 82 стран мира. В основу данного исследования положены разработанные Р. Флоридой индексы по трем основным факторам креативности, так называемым 3Т – технологии, таланты, толерантность (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинги стран по индексу глобальной креативности, 2011 г. [4]
Ранг |
Страна |
Технологии |
Талант |
Толерантность |
Доля креативного класса |
1 |
Швеция |
5 |
2 |
7 |
43,88 |
2 |
США |
3 |
8 |
8 |
35,22 |
3 |
Финляндия |
1 |
1 |
19 |
43,45 |
4 |
Дания |
7 |
4 |
14 |
43,71 |
5 |
Австралия |
15 |
7 |
5 |
44,52 |
6 |
Новая Зеландия |
19 |
5 |
4 |
40,11 |
7 |
Канада |
11 |
17 |
1 |
40,84 |
8 |
Норвегия |
12 |
6 |
11 |
42,11 |
9 |
Сингапур |
10 |
3 |
17 |
47,30 |
10 |
Нидерланды |
17 |
11 |
3 |
46,24 |
30 |
Япония |
2 |
45 |
61 |
17,54 |
30 |
Россия |
21 |
13 |
74 |
38,63 |
54 |
Казахстан |
60 |
40 |
57 |
24,77 |
65 |
Кыргызстан |
50 |
53 |
65 |
18,40 |
70 |
Азербайджан |
44 |
67 |
72 |
22,6 |
При анализе в расчет принимались следующие показатели. Талант: доля людей, имеющих высшее образование, а также доля людей творческих профессий от общего числа трудоспособного населения. По числу людей, имеющих высшее образование, Россия вошла в первую десятку, а по числу представителей креативного класса заняла 13 место среди 82 стран, представленных в исследовании. Индекс технологий отражает количество патентов, объем инвестиций в научные исследования и разработки в процентном отношении от ВВП страны, а также число исследователей на душу населения. Россия вошла в первую двадцатку по объему инвестиций в научные исследования и разработки и в десятку лучших по числу исследований на душу населения. Однако по числу патентов Россия стала лишь 28 в рейтинге. Тем не менее, в сумме талант и технологии оказались двумя наиболее сильными составляющими. По показателю толерантности Россия оказалась на 74 месте, то есть в десятке стран с наиболее низкими показателями. Лишь 13 % россиян отметили, что их родная страна благоприятным местом для проживания этнических, расовых и сексуальных меньшинств. В странах, вошедших в первую десятку, эти показатели составляют 91 и 83 % соответственно, что свидетельствует о значительном отставании России (в показателе толерантности) от лидирующих [3].
Концепция креативной экономики позволяет по-новому взглянуть и на проблемы занятости. В современном мире получают развитие новые, неприемлемые для массовой индустрии, формы гибкой занятости, что позволяет решать целый ряд задач в этой области. Благодаря новым подходам в организации креативных секторов может быть существенно увеличена трудовая мобильность. Креативные индустрии имеют большой социальный потенциал, позволяя обеспечивать приемлемые формы занятости для лиц с ограниченными возможностями, а также могут внести большой вклад в развитие сельских регионов, путем развития традиционных ручных ремесел. Наконец, хорошее применение могут найти подходы, предлагаемые данной концепцией, к развитию городов и территорий.
Креативность не есть данность для определенного общества, а ее отсутствие – это не следствие отсутствия талантливых людей в обществе. Она приобретает черты социального процесса благодаря особой социальной среде, чтобы обеспечить преемственность, непрерывность и накопление креативного капитала. Формирование креативной среды не происходит автоматически, а требует соответствующих инвестиций и поддержки.
Сегодня наблюдается рост спроса на так называемые «нерутинные» (креативные) навыки. Главной проблемой является то, что сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей». Известный русский учёный, врач и педагог-новатор В.Ф. Базарный отмечает следующие проблемы современного образования: игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и преимущественная опора на информационно-программируемое левое полушарие, а также исключение из базового учебного плана художественного, музыкального, трудового воспитания и рукотворчества, что неблагоприятно отражается прежде всего на здоровье ребенка [1]. Cреди подрастающего поколения российских школьников спрос на креативные профессии пока невелик (табл. 2).
Классическое образование ограничивает свободу мысли, творчества и действий будущих специалистов, приучившихся подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно. Чтобы в жизни добиться успеха, очень важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода, что напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний. Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Поэтому и система образования и рынок образовательных услуг сегодня также меняется и становится одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Изучение многих учебных дисциплин должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: когнитивных, функциональных, личностных, этических [2].
Таблица 2
Профессии, которые выбирают современные школьники
Профессии |
1997 г., % |
2012 г., % |
Юрист |
25 |
42 |
Банкир, финансист |
37 |
41 |
Менеджер |
28 |
31 |
Предприниматель |
50 |
20 |
Государственный служащий |
5 |
19 |
Врач |
7 |
12 |
Учитель, инженер |
2 |
7 |
Об увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, – рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Креативный класс постепенно становится важной социально-экономической силой, от которой зависит решение реальных политических, экономических и научно-технических и финансовых проблем.