Развитие малого и среднего предпринимательства и предпринимательской среды находится под влиянием экономического, социального, политического и правового факторов, которые могут оцениваться как положительно, так и отрицательно. Необходимо формировать благоприятную деловую среду, проводить реформы в различных областях нормативно-правового регулирования предпринимательства.
На сегодняшний день формирование предпринимательской (деловой) среды является основой развития экономики страны. Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений и действий для приспособления или их устранения. Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями, и внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей.
Внешняя среда предпринимательства является сложной структурой, охватывающей широкий круг элементов, взаимосвязанных с организацией – субъектом предпринимательской деятельности и между собой, образующих своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность [4].
На начало 2014 года в городе Омске зарегистрировано 65 549 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 32 658 индивидуальных предпринимателей, 30 260 микропредприятий, 2 499 малых и 132 средних предприятий. В последнее время увеличивается количество юридических лиц, а количество индивидуальных предпринимателей снижается, что во многом связано с изменением законодательства на федеральном уровне, увеличением размера фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей. В расчете на 1 000 человек населения в Омске приходится 28 малых и средних предприятий – юридических лиц и 28 индивидуальных предпринимателей. В среднем по России этот показатель составляет 12 юридических лиц, что в 2,3 раза меньше, и 20 индивидуальных предпринимателей, что почти в 1,5 раза меньше. Распределение индивидуальных предприниматели и организаций в 2013 году по видам экономической деятельности в городе Омске было примерно таким, что и в стране (таблица). За последние 3 года структура предпринимательской деятельности в целом не изменилась. В сложившейся структуре видов деятельности индивидуальных предпринимателей лидирующими направлениями являются розничная торговля (41,3 %) и предоставление прочих услуг (32,0 %), которые остаются более привлекательными и доступными.
В структуре видов экономической деятельности организаций преобладает предоставление прочих услуг (34,4 %) и оптовая торговля (29,3 %). По сравнению с индивидуальными предпринимателями у организаций, выделяются трудоемкие виды деятельности – строительство (12,3 %) и промышленность (11,1 %). Сфера торговли по-прежнему остается ведущим видом деятельности как среди индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц. Это направление деятельности обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, число занятых в торговле составляет около трети общего числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.
На деятельность субъектов предпринимательства оказывают влияние как положительные, так и отрицательные факторы. При этом у предпринимателей, как правило, появляются трудности при определении положительных факторов, а вот при выборе отрицательных факторов вопросов не возникает. Это свидетельствует о том, что у участников рынка присутствует выраженное негативное восприятие условий местной бизнес-среды. Среди факторов, которые оказывают положительное влияние на деловую среду и которые ощущаются и воспринимаются отдельными субъектами предпринимательства, необходимо выделить:
- оживление рынка, увеличение спроса;
- увеличение возможности получения кредитов, снижение ставок по кредитам;
- упрощение поиска квалифицированных кадров;
- снижение конкуренции в отдельно взятой сфере;
- улучшение транспортной инфраструктуры;
- активизация международной торговли.
Основные отрицательные факторы, оказывающие воздействие на субъекты предпринимательства, включают:
- повышение энерготарифов;
- усиление конкуренции в отдельно взятой сфере;
- повышение тарифов на перевозки, ухудшение транспортной инфраструктуры;
- снижение спроса на отдельные товары, снижение покупательной способности;
- увеличение налоговой нагрузки;
- усложнение оформления разрешительной документации;
- рост арендных ставок, снижение доступности офисных, торговых, производственных площадей.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в России и в городе Омске, по видам экономической деятельности*
Количество индивидуальных предпринимателей |
Количество организаций |
|||||||
в России (2010 г.) |
Доля, % |
в Омске (2013 г.) |
Доля, % |
в России (2010 г.) |
Доля, % |
в Омске (2013 г.) |
Доля, % |
|
Всего |
2927488 |
100,0 |
32979 |
100,0 |
1669439 |
100,0 |
32796 |
100,0 |
из них: |
||||||||
Промышленность |
384601 |
13,2 |
2527 |
7,7 |
248234 |
14,8 |
3648 |
11,1 |
Строительство |
82457 |
2,8 |
842 |
2,6 |
185154 |
11,1 |
4048 |
12,3 |
Торговля |
1546628 |
52,8 |
18167 |
55,1 |
638824 |
38,3 |
13103 |
40,0 |
в том числе: |
||||||||
оптовая торговля |
131589 |
4,5 |
3078 |
9,3 |
388878 |
23,3 |
9602 |
29,3 |
розничная торговля |
1299525 |
44,4 |
13615 |
41,3 |
191405 |
11,5 |
2390 |
7,3 |
прочая торговля |
115514 |
3,9 |
1474 |
4,5 |
58541 |
3,5 |
1111 |
3,4 |
Общественное питание и гостиницы |
48206 |
1,6 |
696 |
2,1 |
48044 |
2,9 |
650 |
2,0 |
Образование |
16569 |
0,6 |
182 |
0,6 |
5007 |
0,3 |
106 |
0,3 |
Прочие услуги |
849027 |
29,0 |
10564 |
32,0 |
544176 |
32,6 |
11288 |
34,4 |
Примечание. * Составлено по [3, 5].
При этом для многих предпринимателей основным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности является повышение энерготарифов. Данная проблема актуальна не только для омских предпринимателей. Новый порядок ценообразования был введен централизованно – постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». С 1 июля 2013 года предприниматели ощутили, как выросли счета за электричество.
В целом актуальность для субъектов малого и среднего предпринимательства факторов, влияющих на развитие бизнеса, тесно связана со сферой, в которой ведет деятельность организация. В частности, проблема повышения энерготарифов, напрямую влияющих на себестоимость производимой продукции, ощутима в сфере промышленности. Для сферы услуг актуален вопрос поиска квалифицированных кадров, способных грамотно обслужить клиентов. В строительной отрасли предпринимателями была особо отмечена проблема повышения ставок по кредитам – именно в данной сфере кредитование имеет особую значимость на всех этапах работы. Наконец, для представителей сферы торговли одной из самых актуальных оказалась проблема роста арендных ставок, что также логично в контексте специфики их деятельности.
В качестве перспективных направлений, которые представляется эффективным развивать, можно обозначить модернизацию бизнеса, повышение производительности труда и качества производимой продукции, а также внедрение информационных технологий. В связи с этим можно предположить, что именно по этим направлениям государственная поддержка особенно актуальна. Внедрение информационных технологий и формирование информационного пространства в последнее время приобретает особую важность. Одним из показателей успешного развития организации можно считать представленность в сети Интернет. В целом можно отметить, что больше 50 % организаций имеют собственный корпоративный Интернет-ресурс. В связи с тем, что одним из требований рынка является высокая активность компании в Интернете, необходимо дальнейшее стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию Интернет-ресурса.
Важным фактором развития предпринимательства является инновационная составляющая деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В Омской области на сегодняшний день принимаются недостаточные меры по стимулированию инновационной активности субъектов предпринимательства. По показателю инновационного развития Омская область относится к регионам со средней инновационной активностью, причем за последний год значение показателя немного снизилось. Большинство инноваций, которые внедряются на малых и средних предприятиях, относятся к технологической сфере. Однако отмечается повышение интереса к маркетинговым инновациям.
Необходимо отметить, что впервые с декабря 2013 года наметился положительный рост инвестиционного спроса, отмечена тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал организаций. Но по прогнозам в будущем сохранения данной тенденции ждать не следует ввиду текущей политики ЦБ РФ, а также общей экономической ситуации в стране.
По официальным оценкам, согласно рейтингу регионов России более половины всех субъектов федерации имеют «среднюю» инвестиционную привлекательность. Всего выделяются по три уровня в группах высокой, средней и умеренной инвестиционной привлекательности соответственно (итого – девять категорий). Омская область занимает промежуточное положение, располагаясь на втором уровне «средней» группы (то есть в пятой из девяти представленных категорий). В целях усиления позиций Омской области и выстраивания конкурентных преимуществ, способных привлечь потенциальных инвесторов, Правительством Омской области была разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Приоритетные инвестиционные направления Омской области, которые планируется поддерживать в будущем, – обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, производство и распределение газа и воды, сельское хозяйство [1].
В целом необходимо отметить, что согласно исследованию Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2014 году» (рейтинг 185 стран мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса) Россия занимает 92 место (в 2013 году – 112 место). В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла – от создания и до ликвидации. Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей. Из всех критериев, по которым оцениваются экономики стран, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов [2].
Развитие малого и среднего предпринимательства и его условий – предпринимательской среды находится под влиянием экономического, социального, политического и правового факторов. Для того чтобы сформировать благоприятную деловую среду, необходимо проводить реформы в различных областях нормативно-правового регулирования предпринимательства.