Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Развитие малого и среднего предпринимательства и предпринимательской среды находится под влиянием экономического, социального, политического и правового факторов, которые могут оцениваться как положительно, так и отрицательно. Необходимо формировать благоприятную деловую среду, проводить реформы в различных областях нормативно-правового регулирования предпринимательства.

На сегодняшний день формирование предпринимательской (деловой) среды является основой развития экономики страны. Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений и действий для приспособления или их устранения. Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями, и внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей.

Внешняя среда предпринимательства является сложной структурой, охватывающей широкий круг элементов, взаимосвязанных с организацией – субъектом предпринимательской деятельности и между собой, образующих своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность [4].

На начало 2014 года в городе Омске зарегистрировано 65 549 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 32 658 индивидуальных предпринимателей, 30 260 микропредприятий, 2 499 малых и 132 средних предприятий. В последнее время увеличивается количество юридических лиц, а количество индивидуальных предпринимателей снижается, что во многом связано с изменением законодательства на федеральном уровне, увеличением размера фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей. В расчете на 1 000 человек населения в Омске приходится 28 малых и средних предприятий – юридических лиц и 28 индивидуальных предпринимателей. В среднем по России этот показатель составляет 12 юридических лиц, что в 2,3 раза меньше, и 20 индивидуальных предпринимателей, что почти в 1,5 раза меньше. Распределение индивидуальных предприниматели и организаций в 2013 году по видам экономической деятельности в городе Омске было примерно таким, что и в стране (таблица). За последние 3 года структура предпринимательской деятельности в целом не изменилась. В сложившейся структуре видов деятельности индивидуальных предпринимателей лидирующими направлениями являются розничная торговля (41,3 %) и предоставление прочих услуг (32,0 %), которые остаются более привлекательными и доступными.

В структуре видов экономической деятельности организаций преобладает предоставление прочих услуг (34,4 %) и оптовая торговля (29,3 %). По сравнению с индивидуальными предпринимателями у организаций, выделяются трудоемкие виды деятельности – строительство (12,3 %) и промышленность (11,1 %). Сфера торговли по-прежнему остается ведущим видом деятельности как среди индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц. Это направление деятельности обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, число занятых в торговле составляет около трети общего числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.

На деятельность субъектов предпринимательства оказывают влияние как положительные, так и отрицательные факторы. При этом у предпринимателей, как правило, появляются трудности при определении положительных факторов, а вот при выборе отрицательных факторов вопросов не возникает. Это свидетельствует о том, что у участников рынка присутствует выраженное негативное восприятие условий местной бизнес-среды. Среди факторов, которые оказывают положительное влияние на деловую среду и которые ощущаются и воспринимаются отдельными субъектами предпринимательства, необходимо выделить:

  • оживление рынка, увеличение спроса;
  • увеличение возможности получения кредитов, снижение ставок по кредитам;
  • упрощение поиска квалифицированных кадров;
  • снижение конкуренции в отдельно взятой сфере;
  • улучшение транспортной инфраструктуры;
  • активизация международной торговли.

Основные отрицательные факторы, оказывающие воздействие на субъекты предпринимательства, включают:

  • повышение энерготарифов;
  • усиление конкуренции в отдельно взятой сфере;
  • повышение тарифов на перевозки, ухудшение транспортной инфраструктуры;
  • снижение спроса на отдельные товары, снижение покупательной способности;
  • увеличение налоговой нагрузки;
  • усложнение оформления разрешительной документации;
  • рост арендных ставок, снижение доступности офисных, торговых, производственных площадей.

Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в России и в городе Омске, по видам экономической деятельности*

Количество индивидуальных предпринимателей

Количество организаций

в России (2010 г.)

Доля, %

в Омске (2013 г.)

Доля, %

в России (2010 г.)

Доля, %

в Омске (2013 г.)

Доля, %

Всего

2927488

100,0

32979

100,0

1669439

100,0

32796

100,0

из них:

Промышленность

384601

13,2

2527

7,7

248234

14,8

3648

11,1

Строительство

82457

2,8

842

2,6

185154

11,1

4048

12,3

Торговля

1546628

52,8

18167

55,1

638824

38,3

13103

40,0

в том числе:

оптовая торговля

131589

4,5

3078

9,3

388878

23,3

9602

29,3

розничная торговля

1299525

44,4

13615

41,3

191405

11,5

2390

7,3

прочая торговля

115514

3,9

1474

4,5

58541

3,5

1111

3,4

Общественное питание и гостиницы

48206

1,6

696

2,1

48044

2,9

650

2,0

Образование

16569

0,6

182

0,6

5007

0,3

106

0,3

Прочие услуги

849027

29,0

10564

32,0

544176

32,6

11288

34,4

Примечание. * Составлено по [3, 5].

При этом для многих предпринимателей основным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности является повышение энерготарифов. Данная проблема актуальна не только для омских предпринимателей. Новый порядок ценообразования был введен централизованно – постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». С 1 июля 2013 года предприниматели ощутили, как выросли счета за электричество.

В целом актуальность для субъектов малого и среднего предпринимательства факторов, влияющих на развитие бизнеса, тесно связана со сферой, в которой ведет деятельность организация. В частности, проблема повышения энерготарифов, напрямую влияющих на себестоимость производимой продукции, ощутима в сфере промышленности. Для сферы услуг актуален вопрос поиска квалифицированных кадров, способных грамотно обслужить клиентов. В строительной отрасли предпринимателями была особо отмечена проблема повышения ставок по кредитам – именно в данной сфере кредитование имеет особую значимость на всех этапах работы. Наконец, для представителей сферы торговли одной из самых актуальных оказалась проблема роста арендных ставок, что также логично в контексте специфики их деятельности.

В качестве перспективных направлений, которые представляется эффективным развивать, можно обозначить модернизацию бизнеса, повышение производительности труда и качества производимой продукции, а также внедрение информационных технологий. В связи с этим можно предположить, что именно по этим направлениям государственная поддержка особенно актуальна. Внедрение информационных технологий и формирование информационного пространства в последнее время приобретает особую важность. Одним из показателей успешного развития организации можно считать представленность в сети Интернет. В целом можно отметить, что больше 50 % организаций имеют собственный корпоративный Интернет-ресурс. В связи с тем, что одним из требований рынка является высокая активность компании в Интернете, необходимо дальнейшее стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию Интернет-ресурса.

Важным фактором развития предпринимательства является инновационная составляющая деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В Омской области на сегодняшний день принимаются недостаточные меры по стимулированию инновационной активности субъектов предпринимательства. По показателю инновационного развития Омская область относится к регионам со средней инновационной активностью, причем за последний год значение показателя немного снизилось. Большинство инноваций, которые внедряются на малых и средних предприятиях, относятся к технологической сфере. Однако отмечается повышение интереса к маркетинговым инновациям.

Необходимо отметить, что впервые с декабря 2013 года наметился положительный рост инвестиционного спроса, отмечена тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал организаций. Но по прогнозам в будущем сохранения данной тенденции ждать не следует ввиду текущей политики ЦБ РФ, а также общей экономической ситуации в стране.

По официальным оценкам, согласно рейтингу регионов России более половины всех субъектов федерации имеют «среднюю» инвестиционную привлекательность. Всего выделяются по три уровня в группах высокой, средней и умеренной инвестиционной привлекательности соответственно (итого – девять категорий). Омская область занимает промежуточное положение, располагаясь на втором уровне «средней» группы (то есть в пятой из девяти представленных категорий). В целях усиления позиций Омской области и выстраивания конкурентных преимуществ, способных привлечь потенциальных инвесторов, Правительством Омской области была разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года». Приоритетные инвестиционные направления Омской области, которые планируется поддерживать в будущем, – обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, производство и распределение газа и воды, сельское хозяйство [1].

В целом необходимо отметить, что согласно исследованию Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2014 году» (рейтинг 185 стран мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса) Россия занимает 92 место (в 2013 году – 112 место). В рамках проекта оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних компаний, на протяжении всего их жизненного цикла – от создания и до ликвидации. Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей. Из всех критериев, по которым оцениваются экономики стран, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов [2].

Развитие малого и среднего предпринимательства и его условий – предпринимательской среды находится под влиянием экономического, социального, политического и правового факторов. Для того чтобы сформировать благоприятную деловую среду, необходимо проводить реформы в различных областях нормативно-правового регулирования предпринимательства.