Учебники должны быть привлекательными.
Таковыми они становятся только тогда,
когда представляют науку в наиболее ясном и доступном виде.
Иоганн Вольфганг Гете
В условиях трансформации медицинского образования, учебный процесс в вузе требует постоянного совершенствования на основе корректировки подходов и методов.
Гистологический микромир раскрывает тайны и причины изменений на макроуровне, объясняет компенсаторные возможности организма. Объем теоретического материала по гистологии, включающий цитологию, общую и частную гистологию, а также, бурно развивающуюся эмбриологию, огромен и продолжает увеличиваться, однако время на его изучение претерпевает сокращение в современном стандарте медицинского образования. Поэтому невозможно охватить весь программный материал ни на лекциях, ни на практических занятиях. Учитывая, что процесс приобретения знаний начал занимать значительную и возрастающую потребность на фоне стремительного усложнения профессиональной деятельности, был использован операциональный подход в преобразовании предоставляемого учебного материала путем топографического перераспределения с четкой дифференцировкой его для лекционного и практического изучения, не исключая взаимосвязи, направленной на максимально полное и адекватное понимание.
Частная гистология является наиболее важным и объемным разделом гистологии как фундаментальной учебной дисциплины. С каждым годом она обогащается новыми сведениями о строении и функции органов, особенно регуляторных систем организма, которые необходимо донести до сведения студентов. Очень важным является, чтобы фундаментальная наука имела выраженную клиническую направленность для развития мышления и модульной ориентации в образовательном процессе, что определяет востребованность дисциплины.
Существующая учебная литература справляется со своими задачами, однако возможности предоставляемого элективного курса лекций и практических занятий предоставляет новейшую информацию для углубления знания с ориентацией на морфоклинические позиции и облегчить понимание.
Внедрение элективов не является составляющей частью учебных программ и позволяет подойти к изучению гистологии с позиций модульного морфоклинического подхода на стыке научных дисциплин с возрастными характеристиками для формирования конкретно-смыслового содержания, самоактуализации и творческого мышления, реализующих эффективный способ решения проблем, определяющих понятие – паттерн. Вопросы мотивации являются центральными в процессе познавательной деятельности, индуцирующие потребности роста, желания самоосуществляться – стать тем, чем он может стать – самоутвердиться. Предлагаемое учебно-методическое пособие для практических занятий студентов второго курса «Морфологические паттерны» содержит качественный иллюстративный материал, отражающий тонкое микроскопическое строение органов с возможностью диагностировать их тканевый состав, определяющий сущность функционирования и позволяющий выявить возрастные особенности изменений микроструктурных образований в органах или изменения, указывающие на возможности возникновения озлокачествления в определенных условиях с возрастом. Вопросы развития органов важны с позиций уточнения периодов и процессов индукции.
Материалы пособия помогут студентам расширить кругозор и сориентироваться в проблемах, которые затрагиваются в настоящее время.
Пособие не вызывает затруднений в восприятии материала и минимизирует интеллектуальные усилия обучающихся, затрачиваемые на изучение многочисленных дисциплин в медицинском вузе.