Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Исследование проблем развития инновационной экономики показало, что в настоящее время инновационные процессы сдерживаются как имеющими место недостаточным финансированием науки, модернизации базы научных лабораторий и институтов, так и проблемами подготовки инновационно активных кадров специалистов. Несомненно, негативное влияние оказывают отставание в научно-техническом обеспечении учебного процесса, взаимодействие с производством, наличие необходимой базы практик для студентов и магистрантов, недостаточная инновационная активность бизнеса в этом направлении, его недостаточные финансовые возможности. В этой связи требуется создание базиса инновационной экономики в единстве производительных сил и производственных отношений, в том числе на основе объединения потенциалов науки, образования и производства сопредельных территорий. Исследования посвящены разработке теории, методологии и научных рекомендаций для практики пространственной интеграции науки, образования и производства, формирования пространственно локализованных инновационных подсистем трансграничных территорий на основе их инновационного потенциала.

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических положений формирования базиса инновационного развития пространственно локализованной инновационной подсистемы трансграничных регионов Алтайского края и Республики Казахстан. Сформированная подсистема в виде инновационного экономического кластера науки, образования и производства становится центром инновационного роста экономики сопредельных территорий.

Материалы и методы исследования. Теория и методология исследования основаны на фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области региональной экономики, размещения производительных сил, теории интеграции, концепции национальных систем нововведений (НСН), теории кластеров.

Информационная база исследований сформирована на основе официальных данных об экономическом потенциале Алтайского края и Республики Казахстан, достижениях науки и образования, их реализации на практике, представленных в официальных статистических изданиях, ежегодниках и сети Интернет; а также экспертных оценок руководителей и специалистов муниципальных, региональных администраций, материалах личных наблюдений авторов. Применены основные методы исследования: монографический, системного анализа, статистические, абстрактно-логический, экономико-математические, системного моделирования, экспертных оценок и экспериментальный. Исследования основаны на диалектическом, системном, кластерном, бизнес – процессном подходах.

Результаты исследования. В процессе исследования выявлено, что ограниченные возможности, территориальная и административная обособленность регионов с особым географическим положением, к которым относятся Алтайский край и сопредельные территории Казахстана, не позволяют в относительно короткий период создать высокоэффективный базис инновационного развития в каждой отдельно взятой территории. В то время как ряд технологий, которые представляют интерес для бизнеса в отдаленной перспективе, наука предложила раньше, бизнесом финансируется разработка лишь 15–20 % технологий, а более чем в 60 % разработок бизнес не имеет возможности участвовать. При этом каждый отдельно взятый регион обладает инновационным потенциалом с определенными приоритетами и возможностями, которые при их объединении могут многократно ускорить инновационные процессы в регионах, обеспечить им конкурентоспособность и социально-экономическое развитие.

Интеграция науки, образования и бизнеса является базисом инновационного развития экономики территорий, позволяет эффективно решать задачи комплексного обеспечения инновационных процессов и обусловливает формирование территориальных структур через научно- производственные комплексы, объединения на принципах стратегического развития, релевантности, достижения конкурентоспособности на мировом уровне, совместимости партнеров по интеграции.

Россию и Казахстан, особенно их трансграничные территории, объединяют исторически сложившиеся взаимодействия проживающих на этих территориях народов в сфере экономики, науки, образования, культуры. Исследование инновационного потенциала трансграничных регионов по показателю инновационной активности организаций в 2000–2012 гг. позволили выявить более высокий уровень инновационной активности: свыше 10 % в 2000 г. в Уральском, Приволжском, Центральном, самый низкий – в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Алтайском крае показатели инновационной активности ниже средне российских, но несколько выше показателей Сибирского федерального округа, причем в последние годы эти показатели повышаются (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Инновационная активность, %

Субъекты

Годы

2010

2011

2012

Российская Федерация

4,82

4,97

11,1

Сибирский федеральный округ

7,7

7,3

8,9

Алтайский край

7,15

7,36

10,6

Активизация инновационной деятельности в последние годы сопровождается ростом показателей производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения.

pic_6.tif

Рис. 1. Инновационная активность РФ, СФО и Алтайского края, %

Анализ инновационной ситуации в Казахстане показывает, что в 2007 г. инновационная активность предприятий составляла 4,8 %, имели технологические инновации 526 хозяйствующих субъектов. В 2010 г. уровень инновационной активности составил 4,3 %, 2012 г. – 6,4 % (рис. 2), причем лидирует Восточно-Казахстанская область. Для сравнения: доля инновационно активных предприятий в общей численности предприятий реального сектора экономики США составляет 30 %, России –11,1 %.

pic_7.tif

Рис. 2. Уровень инновационной активности предприятий Республики Казахстан, %

Наблюдаемый экономический рост в Казахстане обеспечивается в основном благодаря интенсивному освоению не возобновляемых минеральных ресурсов. За последние 10 лет структура промышленности Казахстана по-прежнему носит сырьевой характер.

Опыт же развитых стран свидетельствует, что прирост ВВП на 75–80 % достигается за счет новых знаний, воплощаемых в технике, технологиях, организации производства.

В последние годы казахстанская экономика набрала высокие темпы роста. Производство ВВП в стране за последние 10 лет увеличилось в 2,2 раза и превысило уровень 1990 г. на 36,6 %. При этом затраты на исследования и разработки увеличились с 26,8 до 39,2 млрд руб.

Однако инновационное развитие не достигло таких же темпов. Доля инновационной продукции в ВВП снизилась в этот период с 1,19 до 0,49 % при увеличении количества докторов наук, расширении аспирантуры и докторантуры, количество нематериальных активов в эти годы возросло с 201 до 436 млрд тенге. Казахстан в настоящее время характеризуется низкой степенью участия на мировом рынке наукоемкой продукции при том, что доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции является обобщающим показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности.

Исследование потенциалов и возможностей инновационного развития экономики трансграничных регионов показало, что проблемы в Республике Казахстан во многом созвучны проблемам России и могли бы быть успешно решены в условиях пространственной интеграции науки, образования и производства. При этом целесообразно использовать потенциал науки и интеграционных формирований России, деятельности технопарков Казахстана, опыт Казахстана в разработке и реализации крупных инновационных проектов, формирования и развития технопарков, трансформации технических вузов в инновационные университеты. Целесообразность объединения ресурсов и возможностей национальных экономик России и Казахстана, особенно в сферах интеграции науки, образования и производства обуславливают усиление конкуренции на мировых рынках, глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда. При этом целесообразно формирование пространственно локализованных территориальных кластеров. Данный подход основан на учете положительных синергетических эффектов региональных агломераций.

Модель взаимодействия науки, образования и производственных систем региона с элементами коммерциализации представлена на рис. 3.

pic_8.wmf

Рис. 3. Модель взаимодействия науки, образования и производства с элементами коммерциализации инновационной продукции

Проведенный анализ положительных и отрицательных тенденций социально-экономического развития рассматриваемых регионов позволяет оценить их сильные и слабые стороны, а также влияние различных факторов внешней среды на их состояние и развитие. В этой связи развитие инновационной экономики достигается при трехсторонней интеграции науки, образования, бизнеса (производственных систем) на основе объединения потенциалов сопредельных территорий. Реализация данной модели представляется более эффективной в условиях формирования территориальных инновационных кластеров.

Таблица 2

SWOT-анализ экономики «трансграничного полюса роста»

Сильные стороны

– удобное географическо-приграничное расположение;

– обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических особенностей;

– уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал, разнообразная и богатая минерально-сырьевая база;

– мощный производственный потенциал;

– мощная база развития машиностроительной отрасли;

– крупный агропромышленный регион;

– развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура;

– высокий природный потенциал и лечебные, рекреационные ресурсы;

– наличие собственной базы стройиндустрии;

– высокий инновационно-образовательный потенциал, наличие наукограда (Бийск) и технопарка

(Усть-Каменогорск)

Слабые стороны

– технологическое отставание отдельных производств;

– удаленность от основных мировых рынков;

– узкая специализация в мировом и региональном разделении труда;

– неразвитость рекреационной инфраструктуры;

– неудовлетворительное техническое состояние транспортной инфраструктуры;

– износ жизнеобеспечивающей инфраструктуры;

– наличие факторов, снижающих производительность и увеличивающих рискованность аграрного производства;

– кризисное состояние многих предприятий машиностроения;

– низкая доля инновационно-активных предприятий и инновационной продукции;

– низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

– относительно низкий уровень производительности сельского хозяйства;

– недостаточные инвестиции в основной капитал

Потенциальные возможности

– инновационно-технологическая модернизация АПК и промышленности;

– диверсификация экономики, значительный социально-экономический потенциал развития туризма;

– стратегия максимального использования географического положения;

– привлечение капиталов и инвестиций, размещения региональных производств и филиалов крупнейших компаний;

– рост денежных доходов населения;

– производство продукции АПК с высокой добавленной стоимостью;

– усиление экономической интеграции с целью максимально эффективного использования ресурсов;

– рост рынков реализации продукции в связи с функционированием Таможенного союза и перспективой развития Единого экономического союза

Потенциальные угрозы

– невозможность конкурирования с иностранными производителями, импортирующими более дешевую и качественную продукцию;

– зависимость экономики от мировых цен на сырье;

– недостаток инновационно восприимчивых кадров в базовых отраслях экономики;

– сокращение численности населения и трудовых ресурсов;

– усиление оттока сельского населения в города и возможная депопуляция сельских территорий;

– деградация среды обитания вследствие ухудшения экологической ситуации, усиления антропогенного воздействия на природу, как результат – сокращение территорий, благоприятных для проживания и хозяйственной деятельности

Многоуровневая методика формирования научно-образовательного кластера трансграничных территорий включает в себя анализ и диагностику предпосылок создания кластера, разработку структуры научно-образовательного кластера трансграничных территорий, организационно-экономического механизма его функционирования, оценку эффективности стратегии развития кластера.

В экономике кластер – это агломерация предприятий и организаций, объединенных общими интересами, целями и задачами инновационного развития, а также территориально, географически.

Стратегическая цель экономических кластеров – повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на основе формирования единого базиса для их инновационного развития. Кластеры оказывают влияние на конкурентоспособность объединившихся предприятий, организаций в трех направлениях: повышение производительности фирм и отраслей, стимулирование формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации. Кластеры представляют собой более высокий уровень развития региональной кооперации и интеграционных процессов. Формирование их обусловлено так же переходом к программно-целевому управлению экономикой.

Кластер науки, образования и производства территориально объединяет научные, образовательные, маркетинговые, специализированные производственные фирмы, объединения, другие инфраструктурные объекты трансграничных регионов более подробно и схематично представлен в ранее опубликованных нами трудах.

В качестве организационной формы инновационного научно-образовательного кластера трансграничных территорий нами предложен консорциум, который представляет собой добровольное объединение юридических и отчасти физических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении юридической самостоятельности входящих в него членов. Преимущества кластерного подхода на региональном уровне состоят в следующем.

Во-первых, региональные инновационные кластеры возникают на основе сложившейся взаимосвязи в сферах науки, образования, производства, устойчивой системы распространения инноваций, которая опирается на совместную научную базу. Во-вторых, кластер имеет развитую инновационную инфраструктуру, предприятия и организации, вошедшие в кластер, имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет свободного доступа к инновациям, возможности минимизировать затраты на внедрение инноваций. В-третьих, в их структуре имеются малые предприятия, которые сравнительно быстро могут перепрофилировать или диверсифицировать свое производство. В-четвертых, региональные инновационные кластеры важны для развития малого предпринимательства, обеспечивая малым фирмам стабильный рынок, доступ к капиталу других предприятий кластера, инновационной инфра структуре, возможность инновационной деятельности и развития. Конкурентные преимущества кластерных систем – ресурсные, технологические, инновационные, логистические, организационно-управленческие.

Целесообразно поэтапное формирование кластера.

1. Разработка прогноза. На данном этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование научно-технического сотрудничества, реализации совместных инновационных проектов и программ, включая инновационное образование, подготовку инновационно активных кадров, динамику цен и объемов регионального производства товаров и услуг.

2. Определение целесообразности и эффективности функционирования организаций, объединенных в кластере (выпуск перспективной продукции, оказание услуг). На данном этапе анализируются показатели инновационной активности, финансовой устойчивости и другие, включая интегральные показатели.

3. Оценка ресурсного потенциала для развития кластера. Анализируется научно-технический потенциал учреждений науки и образования, обеспеченность производственных систем, вошедших в кластер, необходимыми ресурсами, оборудованием, производственными мощностями и другими условиями, составляются планы разработки и координации программ.

3. Оценка и обоснование возможностей развития инфраструктуры, создания недостающих элементов.

4. Определение уровня, направлений и механизмов взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков) на основе планов и разделов проектов, программ, экспертных оценок, анкетного опроса руководителей взаимодействующих в перспективе предприятий, организаций.

Организационно-правовая форма кластера науки, образования и производства – некоммерческое партнерство (консорциум), что соответствует казахстанскому и российскому законодательству.

Центральной компанией является Инновационный научно-образовательный центр, в котором работают координационный совет, экспертный совет, группа стратегического инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий.

Экономическая целесообразность создания кластера науки, образования и производства трансграничных территорий – объединение потенциалов и усилий взаимодействующих организаций и предприятий в ускорении реализации стратегии инновационного развития экономики, создание объединенной опытно-экспериментальной базы университетов, НИИ, производственных систем, проведение совместных исследований и использование результатов научных разработок и инновационной деятельности, интеллектуального потенциала, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек.

Значимой составляющей стратегии развития кластера науки, образования и производства трансграничных территорий становится взаимодействие с разработанным и организованным при непосредственном участии автора Инновационным кластером в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби. Основная задача инновационного кластера-практическая реализация инновационных разработок ученых, поддержка дальнейших исследований и трансграничных проектов. В частности, инновационных проектов, которые целесообразно реализовать как трансграничные: «Производство борсодержащего полимерного фосфорного удобрения ФОСКАБОР», «Разработка и внедрение экологически безопасной технологии переработки органической фракции твердых бытовых отходов», «Создание биотехнологического комплекса «Вермикультура» для переработки отходов сельскохозяйственного производства с целью получения высококачественных кормовых добавок и биогумуса» и других (приложение 6 диссертации).

Реализация этих проектов в кластере науки, образования и производства трансграничных территорий будет иметь важное народнохозяйственное значение как для Республики Казахстан, так и для Российской Федерации, прежде всего, для экономики приграничных территорий – ВКО и Алтайского края. Общие инвестиционные издержки по реализации Проекта составляют

10 250 млн тенге. Согласно принятой концепции инновационный кластер на базе университета им. Аль-Фараби должен включать в себя три объекта: бизнес-инкубатор, технопарк, производственный центр. При этом каждое здание будет играть свою собственную роль во всей структуре: бизнес-инкубатор – 8 000 кв. м; технопарк – 12 650 кв. м; производственный центр – 14 950 кв. м.

Целесообразно совместное использование бизнес-инкубатора инновационного кластера субъектами кластера науки, образования и производства трансграничных территорий. В здании технопарка инновационного кластера будут проводить разработку и доведение инновационного процесса до опытного освоения как минимум 9 подразделений по 25 перспективным инновационным проектам с многократным увеличением в перспективе. В перспективе количество подразделений и, соответственно, количество реализуемых инновационных проектов могут возрасти неоднократно. В производственном центре инновационного кластера будет расположено в основном производственное оборудование для производства опытных образцов техники, прежде всего. Потребности в площадях каждого подразделения составляют около 1600 кв. м. Расчет совокупного макроэкономического эффекта от внедрения разработанных проектов был произведен в ценах 2010 г., представлен в табл. 3.

Суммарный совокупный макроэкономический эффект от реализации проекта в ценах базисного года составит 96,6 млрд тенге.

Таблица 3

Расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в ценах 2011 г.

Показатели

2012

2013

2014

2015

2020

Совокупный макроэкономический эффект

10,3

15,4

13,7

15,6

29,0

Прямой макроэкономический эффект

2,4

3,5

3,1

3,6

6,6

Косвенный макроэкономический эффект

7,9

11,9

10,6

12,0

22,4

В университетах кластера науки, образования и производства трансграничных территорий рекомендуется разработанная модель трансформации технического вуза в инновационный университет ВКГТУ им. Д. Серикбаева. В качестве ведущего принципа трансформации выступает инновационное образование, под которым понимается процесс комплексной подготовки специалистов в области техники, технологий и инновационной деятельности за счет модернизации содержания образования и применения активных форм и методов обучения. Разработа экономического механизма развития кластера науки, образования и производства трансграничного региона с позиций системного подхода и стратегического менеджмента предполагает разработку блок-схемы дерева целей, которое строится по иерархическому принципу с распределением по степени важности совокупности экономических задач, по уровням.

В научно-образовательный кластер может входить любое количество участников на гибких условиях построения взаимоотношений между ними. Такое сотрудничество взаимовыгодно для всех сторон: вкладчики финансовых ресурсов экономят на налогах и получают прибыль от вложенного капитала; финансируемое предприятие получает «живые» деньги без волокиты, как в случаях выпуска акций и получения кредита, государство имеет социальный и экономический эффект.

При оценке эффективности функционирования кластера, в отличие от существующих подходов, автором предлагается проводить анализ инновационной деятельности не только отдельных предприятий и организаций, но и спектра продукции и услуг кластера, имеющих конкурентные преимущества. В связи с развитием инновационных процессов и целесообразностью учета их синергетического эффекта предлагается оценка конкурентоспособности региона в целом, его инновационной активности, тенденций в инновационном развитии территорий, динамики и относительных показателей валового регионального продукта, изменений инновационного потенциала территорий.

Выводы и заключение

Таким образом, современное инновационное производство обусловливает необходимость расширения интеграционных связей науки, образования и производства не только в воспроизводственном, но и в территориальном аспектах. Интегрированные формирования науки, образования и производства становятся базисом инновационного развития экономики, а их взаимодействие выходит за пределы одного административного образования, распространяется на сопредельные, трансграничные территории. При этом формируется ядро развития в виде кластера, представляющего локализованную инновационную подсистему в том числе и трансграничных регионов.