В книге отражен многолетний опыт авторов в изучении особенностей современного врача и некоторых путей оптимизации его профессиональных и личностных качеств.
Анализируя личность врача, в ней можно выделить несколько граней:
1) грань профессиональной культуры;
2) грань мыслительной деятельности;
3) грань профессиональных знаний и умений;
4) грань общей культуры и общечеловеческих качеств.
Все грани, естественно реализуются в интегральной и согласованной форме. Это, однако, не исключает их раздельного изучения и последующего синтеза полученных данных.
Монография состоит из предисловия, 4 глав и послесловия.
Структура монографии
Глава 1: МИР ОБРАЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ
Образ болезни и образ больного
Образ врача
Образ врача-педагога в системе высшего медицинского образования в России
Значение литературы и искусства в становлении и гуманизации личности врача.
Описаны обобщенные черты болезней и больных нашего времени.
Подробно излагается образ врача в современной медицине.
Представлен анализ особенностей врача-педагога в системе высшего медицинского образования в России и пути его совершенствования.
Выделены необходимые и достаточные условия формирования социальной роли врача-педагога.
Приведены данные о значении литературы и искусства в становлении и гуманизации личности врача.
Предложена модификация количественной оценки взаимосвязи факторов, влияющих на результаты социологического анкетирования.
Структура главы 2: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ПУТЬ К ОПТИМИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА:
О количестве необходимой и достаточной диагностической информации
Определение вероятности и сравнительной ценности симптомокомплексов в диагностике заболеваний
Алгоритмические принципы дифференциальной диагностики
Алгоритмические принципы рациональной фармакотерапии
На основе личного опыта обсуждаются некоторые способы повышения эффективности мыслительной деятельности врача (расчет количества необходимой и достаточной диагностической информации на основе формулы теории информации Шеннона-Хартли; определение сравнительной ценности симптомокомплексов в диагностике заболеваний с помощью теоремы умножения теории вероятностей; алгоритмические принципы дифференциальной диагностики; алгоритмические принципы рациональной фармакотерапии ).
Структура главы 3: …И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ
Профессиональные ошибки в медицине и социальные пути их предупреждения
Когнитивные ошибки в работе врача
Проблемные ситуации и врачебные ошибки в диабетологии
Обсуждаются профессиональные ошибки в медицине и социальные пути их преодоления. С позиций клинической практики и современной психологии излагаются когнитивные ошибки в работе врача и некоторые пути их предупреждения. Приведен анализ врачебных ошибок в диабетологии – одном из важнейших разделов клинической медицины.
Структура главы 4: О БАЗОВЫХ ОСНОВАХ ВРАЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Клинические и социологические аспекты врачебного обхода
Когнитивные ошибки при проведении врачебного обхода
25 советов начинающим врачам
Личный опыт авторов обобщен в 25 советах начинающим врачам.
Раздел иллюстрирован многочисленными высказываниями известных врачей, выдающихся клиницистов и ученых.
Изложены клинические и социологические аспекты врачебного обхода – особой формы синтетической деятельности врача. Представлен анализ врачебных ошибок при проведении врачебного обхода.
Разработаны логическая структура врачебного обхода и схема диагностического поиска, состоящая из четырех этапов.
В отличие от существующих аналогов, в книге отражен синтетический подход к оптимизации различных граней современного врача с позиций клинициста и социолога медицины
Впервые использованы клинические и социологические подходы к совершенствованию личности врача в сочетании с авторскими информационными разработками.
Книга может использоваться в качестве учебного пособия в системе высшего медицинского образования.
Она адресована студентам выпускных курсов медицинских факультетов, начинающим врачам, молодым преподавателям клинических кафедр. Книга может представить известный интерес для опытных врачей и преподавателей медицинских вузов, а также для специалистов в области социологии врачебных профессий.