Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Важной характеристикой социальной компетентности врача в труде, показателем его способности к труду является зрелость межличностного общения, в том числе, способность к совместному труду с другими людьми. В процессе профессиональной деятельности медицинские работники взаимодействуют не только с пациентами и их родственниками, но и с коллегами. Важно отметить, что в некоторых сферах лечебной деятельности, такое взаимодействие играет очень важную роль и от того, каким образом оно построено во многом зависит эффективность процесса лечения (например, различного вида медицинские бригады (скорой помощи, реанимационные, хирургические бригады и т.п.).

Совместная деятельность в малых группах является неотъемлемой частью труда в стационарных лечебных учреждениях различных профилей. Члены коллектива отделения находятся в постоянном взаимодействии, от характера этого взаимодействия зависит не только психологический микроклимат в трудовом коллективе и самочувствие медицинских работников на рабочем месте, но и микроклимат в отделении в целом, включая состояние пациентов.

Учебное пособие «Психология малых групп» составленное авторским коллективом кафедры психологии и педагогики ГБОУ ВПО Астраханской государственной медицинской академии Минздрава России содержит именно ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности будущих врачей.

Данное учебное пособие написано в соответствии с программой подготовки студентов медицинских ВУЗов по учебному курсу «Психология и педагогика» в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования и программой преподавания психологии на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическим факультетах и факультете менеджмента и высшего сестринского образования.

Учебное пособие «Основы психологии групп» состоит из 12 глав и включает в себя следующие материалы: понятие группа в социальной психологии, общие функции и характеристики малой группы; мотивы вступления в малые группы; функции малой группы; виды малых групп и основные подходы к их классификации; структурная организация малой группы и проблемы взаимоотношений в малой группе; образование и развитие малой группы, феномен сплоченности и понятие «коллектив»; руководство и лидерство в малой группе, основные признаки и функции лидерства, критерии эффективности руководства, стили лидерства и руководства; психология принятия решений в малой группе; формы влияния малой группы на индивида, групповое давление и конформизм, групповые нормы и ценности, групповые санкции; семья как малая группа; межличностные конфликты в семье, кризисные периоды в развитии семьи; терапевтические группы; врачи как профессиональная группа.

Тщательно продуманный план и четкая рубрикация позволили при сравнительно небольшом объеме учебного пособия логично и последовательно изложить значительное количество учебных вопросов по дисциплине.

В пособии систематично и последовательно изложены основные аспекты изучения психологии групп. Большое внимание уделяется понятию группа в социальной психологии, рассматриваются общие вопросы структурной организации малой группы, образования и развития малой группы, феномены руководства и лидерства, а так же психология принятия решений в малой группе и формы ее влияния на индивида.

Кроме того, стоит отметить освещение проблем семьи как малой социальной группы. С точки зрения авторов, особое значение для понимания роли семьи в жизни каждого из ее членов имеет факт взаимосвязи между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами личности. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности каждого из супругов.

Отдельное внимание авторы уделяют терапевтическим группам. В настоящее время, групповая психотерапия реализуется все в большем количестве лечебных учреждений и в своей профессиональной деятельности врачи часто сталкиваются с терапевтическими группами. Так как психолог или психотерапевт, организующие работу психотерапевтических групп, всегда работает в тесной взаимосвязи с лечащим врачом, то врач должен четко представлять особенности, цели и формы групповой терапии. Учет процессов происходящих в пациенте в период и после групповой психотерапии позволит сделать процесс лечения более эффективным и подготовить пациента к дальнейшей жизни вне лечебного учреждения. Данное положение особенно значимо для пациентов с тяжелыми формами заболеваний, различными видами зависимостей, травмами и заболеваниями, изменяющими их уровень жизни, а так же психосоматическими заболеваниями.

В учебном пособии так же рассматриваются особенности профессиональной группы врачей. Авторы констатируют, что большая профессиональная группа врачей является устойчивой и специфичной общностью, имеющей исторически сложившиеся групповые ценности и нормы. Принадлежность к ней оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности и во многом определяет не только профессиональный путь, но и характер жизнедеятельность ее членов.

В целом, материал учебного пособия «Психология малых групп» изложен в доступной для изучения форме, иллюстрирован большим количеством примеров. В помощь студентам прилагается тезаурус, который содействует овладению основными понятиями данного раздела социальной психологии и позволяет студентам самостоятельно справиться со сложностями, которые могут возникнуть в ходе освоения учебного материала.

Тестовые задания и задания для самостоятельной работы имеют выраженный прикладной аспект, и должны способствовать освоению студентами основных общепрофессиональных компетенций. Пособие формирует представление об особенностях использования социально-психологических знаний в деятельности врача различной специализации.

Пособие содержит в себе всю необходимую для студентов информацию по подготовке к семинарским занятиям и зачету, требования к уровню освоения содержания данного блока. Четко обозначены цели и задачи, список литературных источников, содержание каждого из разделов.

Значимым и интересным данное учебно-методическое пособие будет и для преподавателей данного раздела дисциплины «Психология и педагогика» и схожих дисциплин, так как представленный материал существенно облегчает разработку учебных программ, систематизацию литературы и выбор форм организации учебного процесса.