Под редакцией проф. В.П. Саловаровой.
Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов других наук, прежде всего, физики, химии и математики. Ей принадлежит все возрастающая роль в жизни и практической деятельности человека Высокий уровень ее развития служит необходимым условием прогресса сельского, промыслового, лесного хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности, медицинской науки и здравоохранения. Широкое проникновение идей и методов фундаментальных исследований положило основу для формирования современной биотехнологии, новой культуры и практики природопользования.
Знание законов биологии помогает сохранять биоразнообразие на планете, проводить рациональное использование природных богатств и моделировать будущее развитие человечества в XXI веке.
Выявлением и характеристикой общих свойств живых организмов и их системных комплексов занимается общая биология, главная задача которой состоит в познании общих законов и закономерностей организации и развития жизни на Земле. Общая биология знакомит с разнообразием и особенностями строения организмов, происхождением и закономерностями исторического развития, основными жизненными процессами и саморегуляцией, раскрывает связь между организмами и окружающей средой, показывает последствия и перспективы хозяйственной деятельности человека в биосфере.
Учебный материал настоящего пособия интегрирует многие вопросы в целостное представление о развитии органического мира, включая разные проявления единого жизненного процесса. Особое внимание в учебном пособии уделено раскрытию сущности жизни, химическим основам жизнедеятельности, клеточному строению, познанию закономерностей наследственности и изменчивости, особенностям размножения и развития, общим закономерностям эволюционного процесса, биоразнообразию и систематизации живых существ, особенностям взаимодействия живых организмов и сохранения биосферы.
Составлено учебное пособие в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020400.62 «Биология». Учебное пособие написано коллективом авторов, работа между которыми распределилась следующим образом: Саловарова В.П. доктор. биол. наук, профессор, ею написаны – введение, главы 1, 2, 3, 5, 6, в главе 10 разделы 10.1; 10.3 и 10.4.2, заключение, хронология событий и открытий в биологии, словарь терминов и осуществлено общее редактирование книги; Книжин И.Б., доктор. биол. наук – глава 9; разделы 10.2; 10.4.1; 10.4.3; 10.4.4 и 10.4.5 в главе 10; Музалевская О.В., доцент – главы 4, 7, 8; Берсенева О.А. – к.б.н., ст. преподаватель – глава 11 и в соавторстве с В.П. Саловаровой некоторые параграфы глав 1 и 5.
Учебное пособие включает введение, одиннадцать глав, заключение, глоссарий, хронологию событий и открытий в биологии, библиографический список литературы. Во введении содержится информация о современном состоянии биологической науки и значение биологии в жизни человека.
Глава 1 «Сущность жизни, уровни организации живой материи и методы исследования живых систем» посвящена рассмотрению вопросов сущности жизни, свойств и уровней организации живого, необходимых для понимания биологических основ развития.
В главе 2 «Краткая история биологии и этапы ее развития» приводится краткая история биологии и характеристика современных направлений биологии. В третьей главе «Возникновение жизни на Земле» излагаются концепции, этапы развития жизни на земле и современное состояние проблемы происхождения жизни. Глава 4 «Клетка – основа жизни» посвящена рассмотрению основных положений клеточной теории, особенностям строения клеток прокариот и эукариот, строению и функциям их органоидов. В пятой главе «Химическая организация живых организмов» достаточно доходчиво и подробно представлен материал по химическому составу, обмену веществ в живых системах, описаны матричные синтезы. В главе 6 «Неклеточные формы жизни. Вирусы» представлены сведения о происхождении, строении, жизненном цикле вирусов и дана характеристика возбудителей основных социально-значимых вирусных инфекций человека. Седьмая глава «Размножение и развитие организмов» посвящена рассмотрению способов размножения, этапов эмбрионального и постэмбрионального развития организмов. В главе 8 «Наследственность и изменчивость» описаны закономерности наследственности и изменчивости. Глава 9 «Общие закономерности эволюционного процесса и движущие силы эволюции» посвящена рассмотрению общих закономерностей эволюционного процесса и движущим силам эволюции.
В десятой главе «Биологическое разнообразие и принципы систематики живых организмов» представлено биологическое разнообразие и принципы систематики живых организмов. В одиннадцатой главе «Биосфера и человек» рассматриваются структура и эволюция биосферы, круговорот веществ в биосфере, влияние абиотических факторов на живые организмы, типы биологических взаимодействий в сообществах, воздействие человека на природу. Заключение содержит оценку роли биологии в жизни человечества в наступившем XXI веке.
Содержание пособия изложено с учетом современных требований качества, все материалы пособия объединены по главам, в каждой главе даны вопросы для контроля усвоения материала, способствующие не только закреплению теоретических знаний, но и умению правильно анализировать и обобщать информацию по изучаемой теме. Распределение материала в учебном пособии и последовательность этих разделов позволяют при самостоятельной работе с книгой постепенно наращивать объем сведений, закреплять и использовать усвоенные знания при изучении последующих разделов. Во многих разделах пособия подробно разбираются вопросы, которые часто оказываются трудными для усвоения. Изложение материала сопровождается рисунками, схемами, таблицами, словарем основных понятий и терминов, хронологией событий и открытий в биологии, которые помогают студентам в освоении изучаемого материала.
Учебное пособие, рассчитанное на бакалавров, магистров, аспирантов, молодых ученых биологических факультетов вузов, будет полезно для слушателей и преподавателей экологических, медицинских, сельскохозяйственных, педагогических факультетов вузов, а так же преподавателей колледжей, школ с углубленным изучением биологии и широкого круга специалистов биологов и экологов.