Увеличение выхода молодняка гусей, обеспечение его благополучного роста и развития это не только насущная необходимость для мобилизации резервов производства, но и решающий фактор эффективного ведения птицеводства, позволяющий удовлетворить потребность населения в продуктах питания, а промышленность – в сырье.
Анализ структуры заболеваемости по регионам и в целом по стране показывает, что в последние годы на фоне относительно стабильного благополучия по парвовирусной инфекции постоянно имеют место возникающие спорадические случаи болезни.
Существенными факторами, способствующими появлению случаев заболевания, следует считать создание благоприятных условий для пассирования условно-патогенных микроорганизмов: высокая плотность посадки поголовья, неоднородность его иммунологического статуса, оптимальные условия среды обитания для возбудителей, а также несвоевременное проведение противоэпизоотических мероприятий без учета биологии возбудителя, как его способности длительного бессимптомного персистирования в организме взрослого поголовья гусей.
В случае возникновения смешанных инфекций болезнь принимает массовый характер, взаимодействие возбудителей чаще всего характеризуется синергизмом.
Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание поток информации по парвовирусной инфекции в течение последних двух-трех десятилетий, убедили нас в актуальности и своевременности ее обобщения и издания монографии с включением результатов собственных экспериментальных и производственных исследований.
Результатами обширных исследований в 1973–2013 гг. сотрудниками отдела вирусологии и опухолевых болезней птиц ГНУ ВНИВИП в области патологии гусей в более 60 гусеводческих хозяйствах установлено, что болезнь вызывается парвовирусом из семейства Parvoviridae.
На основании эпизоотологических наблюдений, клинико-патологических данных и результатов лабораторных исследований выявлено широкое распространение в птицехозяйствах парвовирусной инфекции гусей. Установлена антигенная идентичность эпизоотических и эталонных штаммов вируса, но отличающихся по патогенности и степени нейтрализации. Доказана необходимость разработки средств и методов экспресс-диагностики и специфической профилактики против данной инфекции. Поэтому проведено клонирование эпизоотических штаммов парвовируса и сравнительное изучение генетических признаков клонов. Для производства вакцинных препаратов селекционирован аттенуированный, ареверсибельный и высокоиммуногенный «клон 6» штамма «П-75» парвовируса гусей и депонирован во ВГНКИ ветпрепаратов и получен патент на изобретение РФ (патент № 1499917, 1993).
Сотрудниками отдела разработана технология биофабричного изготовления и методы контроля вирусвакцины сухой культуральной ВНИВИП против вирусного энтерита гусей (патент РФ № 2118539 , 1998). Экспериментальные и производственные испытания опытных и биофабричных серий вирусвакцины ВНИВИП показали ее безвредность, стабильность и высокую антигенную и иммуногенную активность, как на гусятах, так и на взрослых гусях. По результатам испытаний разработана нормативная документация на вакцину (СТО 00495674-0008-2008 и Инструкция по применению). Вирусвакцина сухая культуральная ВНИВИП против вирусного энтерита гусей зарегистрирована и внедрена в ветеринарную практику. В течение 25 лет эпизоотологическая обстановка по парвовирусной инфекции гусей в большинстве хозяйств РФ и СНГ контролируется данной вакциной.
Несмотря на широкое применение аттенуированной вирусвакцины ВНИВИП проблема борьбы с этой болезнью еще остается из-за недостаточно длительного напряженного поствакцинального иммунитета гусей в течение репродуктивного периода при иммунизации их живой вакциной. Поэтому была разработана вакцина «Авипарвовак» против парвовирусной инфекции гусей инактивированная эмульгированная (патент РФ № 2420571, 2010), чтобы индуцировать у гусей образование специфических антител к парвовирусу в высоких титрах и обеспечить их трансовариальную передачу гусятам на весь репродуктивный период.
Результаты лабораторных исследований и производственных испытаний позволяют утверждать о высокой эффективности инактивированного препарата, предназначенного для активной специфической профилактики болезни. На основе проведенных исследований разработана нармотивная документация на вакцину. В настоящее время применение аттенуированной и инактивированной вакцин в гусеводческих хозяйствах обеспечивает сохранность 95–98 % молодняка гусей.
Таким образом, в разделах, посвященных парвовирусной инфекции гусей, представлены современные взгляды на патогенные потенции возбудителя, на источники и резервуары инфекции, охарактеризованы клинико-эпизоотологические особенности проявления болезни, приведены методы обнаружения вируса и вирусного антигена, а также рассмотрены вопросы иммунитета, активной и пассивной специфической профилактики и меры борьбы.
В настоящей работе на основе литературных данных и результатов собственных исследований подробно рассматриваются как традиционные, так и экспресс-методы индикации вирусных антигенов, к числу которых относятся МФА, ИФА, электронная микроскопия и другие. Показана возможность применения полимеразной цепной реакции (ПЦР), основанной на выявлении вирусспецифической нуклеиновой кислоты – ретракционного анализа ДНК. В перспективе ПЦР займет достойное место в арсенале средств и методов специфической индикации парвовирусов гусей и в диагностике вызываемой ими болезни.
Большое внимание в данной монографии уделено проблеме смешанных форм течения болезни молодняка. Приведенные материалы, несомненно, помогут практическим ветеринарным врачам осмыслить и принимать адекватные суждения о роли ассоциации различной природы возбудителей в этиопатогенезе этой формы патологии и, конечном итоге, профессионально интерпретировать обнаруживаемые в органах и тканях изменения, вызываемые вследствие наслоения или одновременного инфицирования ими молодняка гусей.
Рассматривая вопросы специфической профилактики парвовирусной инфекции, авторы обращали особое внимание на обобщение эффективности результатов испытаний предлагаемых специалистами аттенуированных и инактивированных вакцин. Оказалось, что большинство исследователей отдает предпочтение инактивированным вакцинам, их безопасность более гарантирована в связи с отсутствием возможной способности персистировать и интегрировать в геном клеток организма хозяина.
Нет сомнений в том, что в перспективе на смену живым вакцинам придут более эффективные инактивированные препараты, введение которых обеспечит привитой птице иммунологическую перестройку достаточную для того, чтобы формировался напряженный длительный поствакцинальный иммунитет.