Microsoft Excel встречается буквально во всех школьных и вузовских учебных дисциплинах информатики; невозможно встретить абитуриента, который ответил бы отрицательно на вопрос о том, умеет ли он работать в Excel. Меньше повезло приложению Apache OO Calc (или OpenOffice Calc, или LibreOffice Calc – не имеет значения), но и Calc не является проблемой для непритязательного пользователя. Однако положение радикально меняется, когда заходит речь о решении задач. За много лет работы в вузах автору не удалось встретить ни одного студента, который без долгих раздумий вычислил бы путь s, проходимый Ахиллесом за время t при скорости v. А что можно сказать о грамотности пользователя, который ставит в формуле множитель 100 %? Половина студентов, в том числе студентов старших курсов, знакомых с построением реляционных баз данных, размещает табличные документы с однородными данными по строкам. О том, что в расчётах надо бы следить за типами операндов, подавляющее большинство студентов, в том числе студентов технических и естественно-научных специальностей, даже не подозревают. Главная цель, которая преследовалась при разработке настоящего практикума – научить грамотно и эффективно считать, используя мощь электронных таблиц. Объединить в одном практикуме два приложения не составило большого труда, ведь между ними так много общего. Но не даром говорится, что всё познаётся в сравнении. В ряде случаев Calc оказывается более эффективным, чем Excel, и это всегда бывает неожиданным для пользователя.
В рассматриваемом лабораторном практикуме описано 12 лабораторных работ, рассчитанных на двухчасовые занятия. Каждая работа предваряется теоретическим введением и завершается контрольными вопросами.
В первой работе рассматривается пользовательский интерфейс приложений, который в приложениях Microsoft Office 2007 претерпел значительные изменения.
Во второй и третьей работах разбираются составные элементы приложений – листы, ячейки и диапазоны ячеек, операции с этими элементами, стандартные и оригинальные способы навигации по книге и листам, именование листов, ячеек и диапазонов.
Четвёртая работа знакомит с типами данных в ячейках рабочих листов, особое внимание уделяется различию между числовыми и текстовыми данными, неточностям и ошибкам в толковании данных, в частности, семантическому различию между понятиями числа и цифры. В этой же работе студенты начинают приучаться к вводу и копированию формул.
Пятая работа знакомит с процедурами ввода данных с клавиатуры, встроенными сервисами преобразования типов данных при вводе и сервисами автоматизации ввода.
Работа № 6 специально посвящена вводу и копированию формул. Несмотря на множество руководств и учебной литературы по электронным таблицам, обходится стороной математически чёткая формулировка правил построения формул. Требуется указать, что
а) формула (после знака =) строится, подобно алгебраическому выражению, из операндов и знаков операций;
б) операнды и знаки операций должны чередоваться (как в алгебраическом выражении);
в) внутри формулы допускаются пробелы и разрывы строк.
Следует также чётко определить, что операндами могут быть константы, ссылки на ячейки, обращения к функциям и выражения в скобках. Если позволяет учебное время, нужно тщательно разобрать семантику формул диапазонов.
В работе № 7 создаётся табличный документ. Обращается внимание на правильное построение табличного документа, на логику построения расчётов, на построение таких расчётных формул, которые вводятся в ячейки одной строки и будучи скопированными в другие строки, дают правильный результат. Обучаемые знакомятся с понятием пула констант и планированием размещения данных на рабочем листе.
Следующие три работы посвящены обработке данных одного типа: текстовых (работа № 8), даты (работа № 9) и времени (работа № 10). Во всех этих работах обрабатывается список персон, импортированный во второй работе из специально подготовленного файла. Выполняя работу № 10, обучаемые знакомятся также с вопросом консолидации данных.
В работе № 11 строят диаграммы по данным, полученным в седьмой работе. Особое внимание обращается на минимизацию усилий, затрачиваемых на получении качественной диаграммы. При выполнении задания в Excel обучаемые знакомятся с техникой замены прямоугольников гистограммы тематическим рисунком.
В последней, двенадцатой работе осваивают технику построения сводных диаграмм по данным, которые берутся из заранее подготовленного файла или берутся из Интернета.
Пробная эксплуатация работ настоящего практикума в двух потоках магистрантов показала, что все лабораторные работы пригодны для использования по назначению. Параллельное выполнение одних и тех же заданий в Microsoft Excel и в Apache OO Calc (или OpenOffice Calc, или LibreOffice Calc) оказалась вполне оправданной. Учебный материал лучше закрепляется, а общее учебное время обучающихся, затрачиваемое на подготовку, выполнение и защиту работ, увеличивается не в два раза, а приблизительно на 20…30 %.
Все работы настоящего лабораторного практикума, начиная с замысла и кончая реализацией, являются оригинальными.
Настоящий лабораторный практикум предназначен для магистрантов различных направлений подготовки, а также может быть полезен другим студентам, желающим усовершенствовать своё умение пользоваться электронными таблицами.