Сегодняшние культурно-исторические и социально-экономические условия создали в обществе уникальную историческую ситуацию, в которой формируется человек, способный ориентироваться в условиях неоднозначной социальной жизни, поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры.
В 20-х гг. XX в. перед страной стояли не менее сложные проблемы, чем сейчас, и советское правительство считало необходимым уделять максимум внимания повышению образовательного и культурного уровня трудящихся. Ведь общеизвестно, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство, в котором этот человек должен занять соответствующее место.
Документальную базу исследования составили архивные материалы (нами были изучены фонды Енисейского губернского совета профессиональных союзов). Эти фонды содержат директивы ВЦСПС, материалы заседаний культурно-просветительских комиссий отраслевых союзов, циркуляры по организации производственной пропаганды, инструкции по созданию культурно-просветительских учреждений, документы, касающиеся образования культфондов, ведомости расходов и приходов, материалы конференций и съездов культурно-просветительских комиссий, протоколы совещаний их руководителей. Архив Красноярского краевого краеведческого музея (далее -КККМ) предоставил недавно обнаруженные документы о работе профсоюзов, что позволило включить в исследование «живой материал»: листовки об открытии курсов, объявления из профсоюзных газет, афиши профсоюзного театра и т.д.
Хронологические рамки работы охватывают период с 20-х гг. ХХ в. Именно в этот период культурно-просветительская работа приобрела системность, была организационно оформлена (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием культурно-просветительской работы и проблемы обеспечения ее квалифицированными кадрами) и стала одним из важнейших средств влияния на сознание трудящихся.
Проблеме организации просветительской работы в исследуемый период посвящены исследования С.О. Гаврилова, Н.С. Казаковой, А.С. Ковалева, Д.Н. Куликовой и др. В своих работах авторы показывают, что в период становления советского государства правительство уделяло немало внимания повышению общего культурного уровня и образованию трудящихся, понимая, что без образованного и культурного человека будет невозможно построить новое государство.
В нашей работе мы сделали акцент на организации просветительской работы с детьми в 20-е гг. ХХ в. В это время библиотека играла важную роль. Она была призвана «…углублять те знания, которые давала школа, лекция, клубный кружок, тем самым приходила на помощь самообразующимся…» [2, Л.8]. Библиотека в период становления советского государства была не просто книгохранилищем, из которого механически выдавались книги, а учреждением, которое «…проводило большую воспитательную работу по созданию нового гражданина, активного строителя коммунистического общества…».
Первым всесоюзным Библиотечным съездом, проходившим в Москве с 1 по 7 июля 1924 г. были установлены следующие типы библиотек:
1. Центральная библиотека. Она была в каждом губернском и уездном городе. Ее главная задача заключалась в руководстве всей сетью библиотек, а также в организации передвижного фонда и передвижной сети.
2. Районная библиотека, которая организовывалась специально для обслуживания массового читателя и находилась на окраинах города, в рабочих кварталах и предприятиях.
3. Закрытые специальные библиотеки при различных учреждениях и организациях (при губздравах – медецинские, при земотделах – агрономические и т.д.)
4. Сеть деревенских библиотек состояла из волостных и сельских библиотек. Первая являлась центром библиотечной работы в волости и входила составной частью в избу-читальню. Последняя библиотека находилась в населенном пункте волости с наибольшей плотностью населения [5].
Такова была сеть стационарных библиотек в исследуемый период. Однако их было недостаточно для обслуживания многомиллионного населения. Экономика нашей страны в исследуемый период не могла позволить себе строительство разветвленной сети библиотек, поэтому получили распространение «передвижки». Передвижка (в исследуемый период) – небольшая библиотечка, которая насчитывала в себе всего около десятка книг. Ее преимущество состояло в том, что «использованная в одном месте, она перебрасывалась в другое, а на ее место доставлялась другая, отвечающая требованиям читателя». Как правило, в ней работал «доброволец (бесплатный работник)» [1, Л.11].
В Декрете Совнаркома от 4-го ноября 1920 г. «О единой библиотечной сети», отмечалось «… детские и школьные библиотеки не имели своей самостоятельной сети и входили в общий состав библиотечной сети Политпросвета…» [3, Л.31].
Тем не менее, работа детских библиотек имела иные методы, чем работа в библиотеке для взрослых. Если последнее было, в основном, учреждением политико-просветительским, то детская библиотека к тому же – учреждение и педагогическое. Поэтому вся работа детской библиотеки была построена так, чтобы давать ребенку не только общее развитие, но и общественное, и политическое воспитание [3, Л.31].
Для реализации своих методов работы, детские библиотеки были объединены в методической работе в особую секцию детских библиотек при объединении библиотечных работников Политпросвета. Общее руководство работой секции и непосредственно библиотечной работой принадлежало Политпросвету и Соцвосу.
Наиболее распространенная библиотека для детей была центром методической работы секции детских библиотек и именовалась «Центральной детской библиотекой». Она имела следующие направления методической работы:
– организация всей постановки дела как показательной для остальных библиотек города;
– организация фонда передвижек для районных детских учреждений (школ, клубов, детдомов и др.) и работу с ними;
– организация методических библиотечных советов, как для районных библиотек-читален, так и для всех школьных передвижек [3, Л.33].
Постоянного фонда для школьных библиотек, за исключением учебников и книг для коллективного чтения, не было. Поэтому центральная библиотека или библиотека, которая имела детское отделение, выдвигала в те школы, где не имелось самостоятельной библиотеки – передвижку.
Передвижка подбиралась, согласно программным требованиям данной школы, для внеклассного чтения учащихся. Она выдавалась в пределах трех месяцев, в зависимости от количества книг и учащихся в школе.
Для подбора книг в передвижку, библиотекари совместно с педагогами, заранее, на целый год, намечали план подбора литературы из утвержденного Главполитпросветом списка. План составлялся на библиотечном методическом совете [6, с. 508].
Для согласования с педагогической работой список книг передвижки, утвержденной библиотечным советом, поступал на рассмотрение педагогического совета школы, после чего передвижка отправлялась в данную школу.
Передвижка, помимо книг, была снабжена карточными каталогами, правилами пользования книгами, плакатами и рекомендательными описями книг по определенным темам [5, с. 390].
Каждая школа, получавшая передвижку, выбирала заранее одного педагога, который вел библиотечную работу в данной школе. Согласно инструкции отдела Единой школы Главсоцвоса, один из педагогов школы I и II ступени, должен был «отдать по 6 часов в неделю на внешкольную работу с детьми, и следовательно, школе имеющей передвижку один педагог I ступени должен отдать 6 часов на библиотечную работу с детьми, а также и во II ступени». Педагог-библиотекарь намечал два дня в неделю по три часа выдачу книг на дом и два часа работы читальни в клубный день. При выдаче книг на дом педагог-библиотекарь учитывал индивидуальные запросы и интересы учащегося, а также примерные требования его группы. После чего он организовывал в клубные дни в своей школе беседы о прочитанных книгах, выставки книг по определенной теме и «часы рассказывания с целью пропаганды внеклассного чтения» [2, Л. 32].
В архивных материалах указано, что «технически педагог-библиотекарь ставил работу с передвижками так, как осуществлялась техника выдачи и учета в детском отделении библиотек города». По использовании передвижки педагог-библиотекарь возвращал ее к сроку в библиотеку вместе с отчетом. Копия отчета поступала в педагогический совет [2, Л. 32].
В школе II ступени, кроме выдачи книг из передвижки, педагог-библиотекарь давал указания по рекомендательным спискам книг для внеклассного чтения и справки где какие книги и в каких библиотеках города, учащийся может достать их. Поэтому педагог налаживал связи не только с библиотекой, откуда получал передвижку, но и с другими библиотеками города. В помощь педагогу-библиотекарю при школе организовывался кружок содействия библиотеки из детей данной школы [2, Л. 31].
Благодаря передвижным библиотекам в образовательных учреждениях организовывалась просветительская внеклассная работа, где дети, кроме учебников могли прочитать интересующую их литературу, обсудить прочитанное, углубить свои знания.
Таким образом, культурно-просветительская работа в 1920-е гг. внесла заметный вклад в формирование будущей социально-культурной сферы общества. Особая роль в этом принадлежала библиотекам, интересным типом которых была «передвижка». Существуя в рамках советской идеологии, культурно-просветительская работа с детьми посредством передвижек способствовала повышению общего культурного уровня, пропаганде образования и утверждению ценностей нового советского общества. Обращение к историческому опыту позволит глубже понять необходимость взаимосвязи социально-экономических преобразований в нашей стране и культурного развития современного российского общества.