Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ORGANIZATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK WITH CHILDREN IN THE 20-IES. XX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF «MOVEMENT»)

Lobanova O.B. 1 Shalabanova A.A 1 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute the branch of Siberian Federal University
2084 KB
Article based on an analysis of historical and pedagogical literature and archival materials is characterized by the organization of educational work in the period of formation of the Soviet state on the example of the movement; it is established that in the 20-ies of the twentieth century, much attention was paid to the organization of educational work among the child population. A big role in this activity played library, which contributed to the political education and propaganda work with the population. Cultural-educational work with children through movement contributed to raising the General cultural level, the promotion of education and approval by the values of the new Soviet society.
education work
shifting
20-30-ies of the twentieth century
cultural policy
the cultural revolution

Сегодняшние культурно-исторические и социально-экономические условия создали в обществе уникальную историческую ситуацию, в которой формируется человек, способный ориентироваться в условиях неоднозначной социальной жизни, поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры.

В 20-х гг. XX в. перед страной стояли не менее сложные проблемы, чем сейчас, и советское правительство считало необходимым уделять максимум внимания повышению образовательного и культурного уровня трудящихся. Ведь общеизвестно, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство, в котором этот человек должен занять соответствующее место.

Документальную базу исследования составили архивные материалы (нами были изучены фонды Енисейского губернского совета профессиональных союзов). Эти фонды содержат директивы ВЦСПС, материалы заседаний культурно-просветительских комиссий отраслевых союзов, циркуляры по организации производственной пропаганды, инструкции по созданию культурно-просветительских учреждений, документы, касающиеся образования культфондов, ведомости расходов и приходов, материалы конференций и съездов культурно-просветительских комиссий, протоколы совещаний их руководителей. Архив Красноярского краевого краеведческого музея (далее -КККМ) предоставил недавно обнаруженные документы о работе профсоюзов, что позволило включить в исследование «живой материал»: листовки об открытии курсов, объявления из профсоюзных газет, афиши профсоюзного театра и т.д.

Хронологические рамки работы охватывают период с 20-х гг. ХХ в. Именно в этот период культурно-просветительская работа приобрела системность, была организационно оформлена (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием культурно-просветительской работы и проблемы обеспечения ее квалифицированными кадрами) и стала одним из важнейших средств влияния на сознание трудящихся.

Проблеме организации просветительской работы в исследуемый период посвящены исследования С.О. Гаврилова, Н.С. Казаковой, А.С. Ковалева, Д.Н. Куликовой и др. В своих работах авторы показывают, что в период становления советского государства правительство уделяло немало внимания повышению общего культурного уровня и образованию трудящихся, понимая, что без образованного и культурного человека будет невозможно построить новое государство.

В нашей работе мы сделали акцент на организации просветительской работы с детьми в 20-е гг. ХХ в. В это время библиотека играла важную роль. Она была призвана «…углублять те знания, которые давала школа, лекция, клубный кружок, тем самым приходила на помощь самообразующимся…» [2, Л.8]. Библиотека в период становления советского государства была не просто книгохранилищем, из которого механически выдавались книги, а учреждением, которое «…проводило большую воспитательную работу по созданию нового гражданина, активного строителя коммунистического общества…».

Первым всесоюзным Библиотечным съездом, проходившим в Москве с 1 по 7 июля 1924 г. были установлены следующие типы библиотек:

1. Центральная библиотека. Она была в каждом губернском и уездном городе. Ее главная задача заключалась в руководстве всей сетью библиотек, а также в организации передвижного фонда и передвижной сети.

2. Районная библиотека, которая организовывалась специально для обслуживания массового читателя и находилась на окраинах города, в рабочих кварталах и предприятиях.

3. Закрытые специальные библиотеки при различных учреждениях и организациях (при губздравах – медецинские, при земотделах – агрономические и т.д.)

4. Сеть деревенских библиотек состояла из волостных и сельских библиотек. Первая являлась центром библиотечной работы в волости и входила составной частью в избу-читальню. Последняя библиотека находилась в населенном пункте волости с наибольшей плотностью населения [5].

Такова была сеть стационарных библиотек в исследуемый период. Однако их было недостаточно для обслуживания многомиллионного населения. Экономика нашей страны в исследуемый период не могла позволить себе строительство разветвленной сети библиотек, поэтому получили распространение «передвижки». Передвижка (в исследуемый период) – небольшая библиотечка, которая насчитывала в себе всего около десятка книг. Ее преимущество состояло в том, что «использованная в одном месте, она перебрасывалась в другое, а на ее место доставлялась другая, отвечающая требованиям читателя». Как правило, в ней работал «доброволец (бесплатный работник)» [1, Л.11].

В Декрете Совнаркома от 4-го ноября 1920 г. «О единой библиотечной сети», отмечалось «… детские и школьные библиотеки не имели своей самостоятельной сети и входили в общий состав библиотечной сети Политпросвета…» [3, Л.31].

Тем не менее, работа детских библиотек имела иные методы, чем работа в библиотеке для взрослых. Если последнее было, в основном, учреждением политико-просветительским, то детская библиотека к тому же – учреждение и педагогическое. Поэтому вся работа детской библиотеки была построена так, чтобы давать ребенку не только общее развитие, но и общественное, и политическое воспитание [3, Л.31].

Для реализации своих методов работы, детские библиотеки были объединены в методической работе в особую секцию детских библиотек при объединении библиотечных работников Политпросвета. Общее руководство работой секции и непосредственно библиотечной работой принадлежало Политпросвету и Соцвосу.

Наиболее распространенная библиотека для детей была центром методической работы секции детских библиотек и именовалась «Центральной детской библиотекой». Она имела следующие направления методической работы:

– организация всей постановки дела как показательной для остальных библиотек города;

– организация фонда передвижек для районных детских учреждений (школ, клубов, детдомов и др.) и работу с ними;

– организация методических библиотечных советов, как для районных библиотек-читален, так и для всех школьных передвижек [3, Л.33].

Постоянного фонда для школьных библиотек, за исключением учебников и книг для коллективного чтения, не было. Поэтому центральная библиотека или библиотека, которая имела детское отделение, выдвигала в те школы, где не имелось самостоятельной библиотеки – передвижку.

Передвижка подбиралась, согласно программным требованиям данной школы, для внеклассного чтения учащихся. Она выдавалась в пределах трех месяцев, в зависимости от количества книг и учащихся в школе.

Для подбора книг в передвижку, библиотекари совместно с педагогами, заранее, на целый год, намечали план подбора литературы из утвержденного Главполитпросветом списка. План составлялся на библиотечном методическом совете [6, с. 508].

Для согласования с педагогической работой список книг передвижки, утвержденной библиотечным советом, поступал на рассмотрение педагогического совета школы, после чего передвижка отправлялась в данную школу.

Передвижка, помимо книг, была снабжена карточными каталогами, правилами пользования книгами, плакатами и рекомендательными описями книг по определенным темам [5, с. 390].

Каждая школа, получавшая передвижку, выбирала заранее одного педагога, который вел библиотечную работу в данной школе. Согласно инструкции отдела Единой школы Главсоцвоса, один из педагогов школы I и II ступени, должен был «отдать по 6 часов в неделю на внешкольную работу с детьми, и следовательно, школе имеющей передвижку один педагог I ступени должен отдать 6 часов на библиотечную работу с детьми, а также и во II ступени». Педагог-библиотекарь намечал два дня в неделю по три часа выдачу книг на дом и два часа работы читальни в клубный день. При выдаче книг на дом педагог-библиотекарь учитывал индивидуальные запросы и интересы учащегося, а также примерные требования его группы. После чего он организовывал в клубные дни в своей школе беседы о прочитанных книгах, выставки книг по определенной теме и «часы рассказывания с целью пропаганды внеклассного чтения» [2, Л. 32].

В архивных материалах указано, что «технически педагог-библиотекарь ставил работу с передвижками так, как осуществлялась техника выдачи и учета в детском отделении библиотек города». По использовании передвижки педагог-библиотекарь возвращал ее к сроку в библиотеку вместе с отчетом. Копия отчета поступала в педагогический совет [2, Л. 32].

В школе II ступени, кроме выдачи книг из передвижки, педагог-библиотекарь давал указания по рекомендательным спискам книг для внеклассного чтения и справки где какие книги и в каких библиотеках города, учащийся может достать их. Поэтому педагог налаживал связи не только с библиотекой, откуда получал передвижку, но и с другими библиотеками города. В помощь педагогу-библиотекарю при школе организовывался кружок содействия библиотеки из детей данной школы [2, Л. 31].

Благодаря передвижным библиотекам в образовательных учреждениях организовывалась просветительская внеклассная работа, где дети, кроме учебников могли прочитать интересующую их литературу, обсудить прочитанное, углубить свои знания.

Таким образом, культурно-просветительская работа в 1920-е гг. внесла заметный вклад в формирование будущей социально-культурной сферы общества. Особая роль в этом принадлежала библиотекам, интересным типом которых была «передвижка». Существуя в рамках советской идеологии, культурно-просветительская работа с детьми посредством передвижек способствовала повышению общего культурного уровня, пропаганде образования и утверждению ценностей нового советского общества. Обращение к историческому опыту позволит глубже понять необходимость взаимосвязи социально-экономических преобразований в нашей стране и культурного развития современного российского общества.