Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

DESIGN AS A DESIGN CENTER ELEMENTS OF IMPACT AT A COMFORTABLE WELL-BEING: TO THE QUESTION OF METHODS OF APPROACH TO ENVIRONMENTAL DESIGN

Gorbunov I.V. 1 Tkalich S.K. 2
1 Novy Humanities Institute
2 MGGU behalf M.A. Sholokhov
2114 KB
Under the influence of the social changes taking place in the human community, changing the essence of the personal qualities of the individual outlook on life, his needs. And since man and his environment are in constant interaction, then, accordingly, changing the nature and properties of this interaction. As an example of a new direction in design examines the ecological role of natural heritage in the design of the built environment.
Method of environmental design
the ecological role of nature
the impact of the elements in the laboratory designer receptors external and internal color structure of the environment
human exposure factors

В Департаменте стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития РФ разработана концепция. Она преследует несколько целей. Первая – содействие использованию дизайна в градостроительстве и социальной сфере, и, как следствие, повышение качества жизни населения; вторая – содействие использованию дизайна в промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции; третья – содействие развитию самого дизайна как отрасли экономики.

Интерес к проблемам дизайна участники рынка дизайнерских услуг считают важным событием – в мировой практике именно поддержка государством промышленного дизайна позволила производителям продукции значительно увеличить свою конкурентоспособность на рынках. Кроме того, на Западе дизайн сегодня становится главным инструментом в проектировании поведения человека (нейродизайн) и моделировании его потребительских предпочтений. Поиск новых методов воздействия на человека-покупателя может быть поверхностным, философски-теоретическим, но может затронуть и новые источники лабораторного инструментария дизайнера.

Когда-то в далеком прошлом древние люди жили в относительной гармонии с миром природы, которая «делилась» с ними своими тайнами. Человек, наблюдая, учился у нее, изучая особенности строения биоформ, как функциональных организмов, закономерности формообразования в природе, пластику живых организмов и использовал эти знания для создания средового пространства своего жилища, деятельности, комфортного отдыха. Как пространственная, так и предметная среда создавались соразмерными человеческим потребностям, позволяющим выполнять необходимые жизненные функции.

Природные мотивы входили в быт и творчество людей в виде украшений наличников окон, расписных прялок, различного вида поделок из камня, дерева, глины, изделий из ткани, стекла.

В целом, как природная среда, так и среда, созданная человеком с учетом эстетической культуры, взятой у самой природы, оказывали благотворное влияние на него, формировали его мировоззрение, личностные качества, укрепляли его психику, физиологическое состояние. Все было органично: – природа, человек, душа.

Но все меняется в этом мире: социальные организации человеческого сообщества, условия жизни разных социальных слоев людей. Сложилась ситуация, при которой все большая часть населения оседает в городах, и человек все больше удаляется от окружающей его природной среды, погружаясь в атмосферу искусственного, созданного им предметно-пространственного окружения.

В мегаполисе, где все управляется машинами, и управляемо дистанционно с помощью машин, со временем природа постепенно утрачивает свою познавательно-воспитательную значимость для людей. Она стала все больше выполнять лишь декоративную функцию при оформлении городских пространств и интерьеров. Сегодня искусственные диковинные растения в кадках украшают самые дорогие места отдыха. Люди не знают истинного запах цветов и фруктов – все заменили искусственные ароматизаторы. Общение с естественной, живой природой становится уже роскошью. Например, для человека, живущего в мегаполисе, существует проблема добраться до настоящей природы, где нет криков и топота, музыкальной какафонии и затянутого асфальтом многометрового квадрата земли для стоянки машин, откуда насыщенный вредными смолами воздух молча «оккупирует» все пространство для отдыха.

С природой надо бывать наедине, чтобы увидеть и услышать её тайны. А ведь природа – это огромная лаборатория, открытая для людей, в которой происходит бесчисленное количество бесконечно протекающих процессов – экспериментов.

Эволюционный процесс развития жизни на Земле и, в том числе человеческой цивилизации, протекающий по определенным законам мироздания, накопил ценнейший опыт в создании механизмов, обеспечивающих оптимальные условия для существования и деятельности человеческого сообщества. Растительный мир, мир животных и насекомых, различные природные явления и катаклизмы дают людям обширный материал для всевозможного вида исследований, результаты которых человечество может использовать при решении многих технических и гуманитарных проблем.

Природа не терпит прямых линий – каждая линия имеет свою пластику. Цветовая гармония, пластическое совершенство природных форм возбуждают генетическую эстетику человека, позитивно влияя на формирование его душевных качеств. Например, применительно к бионике в архитектуре известный австрийский архитектор, философ Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как место, где раскрывается смысл человеческого бытия».

Каждое явление природы, каждый ее объект имеют не только цвет и форму, но и неисчислимое количество свойств. Увидеть, почувствовать, познать это многообразие свойств на основе интуиции, профессионального опыта даст возможность человеку выйти за пределы времени и пространства, лучше познать себя и окружающий его космос.

Так, в поэме Н.А. Заболоцкого «Деревья цветок раскрывает многогранность своих видимых и невидимых свойств:

– Кто вы, кивающие маленькой головкой, играете с жуком и божией коровкой?

Голоса

– Я листьев солнечная сила.

– Желудок я цветка.

– Я пестика паникадило.

– Я тонкий стебелек смиренного левкоя.

– Я корешок судьбы.

– А я лопух покоя.

– Все вместе мы – изображение цветка, его росток и направленье завитка.

Наблюдая и анализируя подсказанные природой механизмы формообразования, устройства и развития ее объектов, а также колористические закономерности формирования цветовой структуры природной среды, дизайнер получает возможность использовать эти принципы при разработке предметно-пространственной среды обитания человека, расширить диапазон своих профессиональных средств. В этой связи добавим, что формирование цветовой системы в дизайне очень слабо разработано в программах российского дизайна. Педагоги используют цвета живописи. Но дизайн имеет свое право голоса в цветовых решениях, так как дизайнеры работают с материальными конструктами. Например, только дерево и его производные могут иметь свой цветовой альбом, где будет многоцветие основных цветов и второстепенных оттенков.

Тезис 1: «Поиск оптимальных решений задач средового дизайна в природных биологических системах может быть основным направлением в работе дизайнера над проектом».

Как любое явление, так и предметно – пространственная среда имеет неисчислимое множество значений, культурных функций. Дизайнеру необходимовыразить это многообразие внутренних свойств объектов в своем произведении, интуитивно улавливая скрытые процессы, происходящие в среде, в соответствии со своей профессиональной эрудицией, собственным мировоззрением и культурой.

Как уже отмечалось, энергетика как пространственной, так и предметной среды способна оказывать психологическое воздействие на человека, который реагирует на ее свойства с помощью определенных физиологических рецепторов. Эти рецепторы подразделяются на:

– внешние(дистантные) – зрительные, слуховые, обонятельные, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, которые воспринимают информацию на расстоянии;

– внутренние – ассоциации, эмоции, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, чувство мышечного тонуса.

Сама же среда или пробуждает возвышенные чувства, или, наоборот, угнетает, или инициирует активность к деятельности, или утомляет. Она может формировать чувство собственного достоинства или уничтожить личностное начало, вызвать положительные эмоции или создать состояние дискомфорта, способствовать воспитанию эстетического вкуса, в тоже время, влиять на обратный процесс.

Используем известную в бытовом общении терминологию и назовём следующие понятия: экспрессивное впечатление, применяемое в дизайне костюма; впечатление однообразия, отмечаемое многими зрителями; впечатление дискомфорта в конкретной средовом пространстве. Несомненно, что дизайнер-профессионал должен понимать истоки происхождения вышеназванных впечатлений людей, вызванных увиденным «объектом дизайна». В этой связи мы обращаем внимание студентов на новый понятийный конструкт осмысления взаимодействия «объект дизайна – потребитель или зритель». Дизайн средовых объектов предусматривает широкий охват взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социально-культурным окружением.

Тезис 2. Сегодня актуально поставить перед студентами задачу подготовки семинара по теме: «Дизайн как проектное средоточие нейроэлементов, воспринимаемых человеком при визуальном контакте с арт–объектом».

Экологическая роль природы в создании нейроэффектов искусственной среды. Особенность морфологии средовых объектов заключается в единстве внутренних и внешних пространств. Среда жизнедеятельности формируется с помощью самых различных предметно-пространственных структур, передающих в полной мере всю гамму эстетических соотношений человека и окружающего мира.

Различные формы среды различаются целой гаммой условий и факторов проектирования: они по-разному воспринимаются зрителем, по-разному связаны с природой, различаются не только функциями, но и ролью функции в формообразовании объекта.

Именно художник – дизайнер, обладая творческой интуицией и нетрадиционным комбинаторным мышлением, при условии духовной и профессиональной подготовленности, способен всегда предвосхищать истинные потребности каждого конкретного человека при проектировании пространства его обитания. Созданное им пространство среды будет обладать культурными полномочиями и воспитательными возможностями, а также будет образным, содержательным, позитивно контактным к человеку, соответствовать многообразию его жизни, культурным ценностям данной эпохи и данного региона.

В заключение следует подчеркнуть, что на смену устоявшимся определениям по восприятию дизайн-объектов пришли новые формулировки, раскрывающие нейро-связи между объектом дизайна и зрителем/покупателем. И в этой парадигме исследований необходимо, как и прежде, обратиться к многообразию природного наследия, где дизайнер может найти все составляющие художественного проектирования.