Термин «субъектность» в явной или неявной форме присутствует в основных концепциях отечественной психологии и педагогики, обращенных к изучению человека как субъекта деятельности. Общей тенденцией, которая прослеживается в работах отечественных исследователей, является представление о том, что именно личность выступает носителем специфических свойств субъекта. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее новое системное качество, которое определяет специфику жизнедеятельности человека. Идея субъектности личности представлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Татенко и др.
Задача педагогического исследования субъектности состоит не в констатирующем описании наличного бытия человека и особенностей проявления им субъектных качеств. Оно предполагает оценку реального бытия личности с позиций идеальных представлений о нем, то есть ценностных отношений, аксиологического императива. Конструктивная оценка несоответствия реального состояния бытия идеальному представлению о нем (реального и идеального «образов Я») образует противоречие, являющееся движущей силой становления субъектности. Это один из ведущих вариантов понимания субъектности не как данности определенного временного этапа жизни человека, а как динамического, процессуального образования, имеющего свои причины и следствия.
Субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации [3, с.4].
Развитие субъектности студента как закономерный процесс внутренних изменений его ценностно-деятельностных отношений к образованию является сложным, длительным, противоречивым, нелинейным процессом.
Показатели проявления субъектности лежат в границах активности- реактивности (как реагирования на имеющиеся условия) - пассивности и связаны с качеством организации студентом самостоятельной деятельности: определением ее смысла и целей, осознанным выбором и самостоятельной реализацией способов и средств достижения цели, анализом и оценкой получаемых результатов [3, с.82].
Особую значимость в развитии субъектности студента занимают процессы ее саморазвития, связанные с включением студента в понимание смысла тех образовательных преобразований, которые предлагаются в студенческие годы; установлением диалога с самим собой, своими переживаниями, ощущениями, мыслями; с субъектной организацией деятельности по образованию себя.
Ориентация, выбор и использование студентом имеющихся условий образования предопределяют накопление будущим профессионалом особого образовательного субъектного опыта решения задач, возникающих в ходе образовательного процесса, что обуславливает обогащение субъектной позиции студента, появление ее нового качества в новых условиях образования, когда студентом определяется собственный личностный смысл образования, появляются или совершенствуются способы реализации и действенного выражения этого смысла [3, с.82-83].
В нашем исследовании специфика становления субъектности будущего учителя состоит в выявлении роли образовательного пространства «колледж-вуз» как социокультурного контекста активизации субъектной позиции личности.
Отметим, что в современной педагогической деятельности нередко отсутствует установка на целенаправленное интегрирование множества отношений и связей образовательного пространства, выделение в них базовых блоков. В связи с этим определена исследовательская перспектива - разрабатывать и внедрять технологии субъектной самореализации личности в образовательном пространстве воспитывающей среды образовательного учреждения [5].
Мы считаем, что образовательное пространство учебного заведения становится фактором становления субъектности будущего учителя, если:
- ориентировано на личностно- профессиональное становление будущего специалиста, которое осуществляется с опорой на предшествующие достижения студента, с учетом его возможностей, устремлений и ожиданий и обеспечивает ценностный резонанс восприятия себя и мира студентом;
- в качестве ориентиров становления субъектности выступают личностные смыслы получаемых знаний, восхождение к личностным и профессиональным ценностям, поиск вариантов субъектной реализации ценностей, культура смыслопорождения собственной деятельности студента;
- создает условия для реализации сущностных потребностей личности в познании и понимании мира и себя, самореализации, самосозидании, рефлексии, способствует восхождению к смысложизненным ценностям.
Задачей опытно-экспериментальной работы нашего исследования являлось конструирование и реализация субъектно-ориентированных ситуаций в образовательном пространстве «колледж-вуз».
Субъектно-ориентированные ситуации - это специально-конструируемые педагогические ситуации (фрагменты образовательного процесса), актуализирующие проявление субъектных качеств, востребующие субъектный опыт, содержащие высокий потенциал развития субъектности студентов. Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:
- они содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создает точки бифуркации, «точки роста», как возможные направления деятельности студента по самосозиданию;
- ситуации допускают разный уровень субъектной включенности, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в ее внутреннее пространство;
- ситуации предполагают приобретение студентами субъектного опыта и навыков саморегуляции;
- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента.
В исследовательских целях мы условно разделили субъектно-ориентированные ситуации на несколько групп: проблемно-ориентированные ситуации; рефлексивно-ориентированные ситуации; креативно -ориентированные ситуации; коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора; ситуации самоорганизации.
В ходе опытно-экспериментальной работы удалось обозначить три типа проявлений субъектности студентов. В таблице представлена динамика становления субъектности будущих учителей в образовательном пространстве «колледж-вуз».
Типология проявлений субъектности студентов
Уровень сформированности субъектности |
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
Высокий Креативно-ценностный |
19% |
30% |
Средний Неустойчиво конструктивный |
25%
|
67%
|
Низкий Ситуативно-репродуктивный |
55%
|
23%
|
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
- субъектность будущего учителя представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность педагога выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в ценностном отношении к учащимся, позитивных стратегиях взаимодействия с ними. Динамика субъектности педагога во времени связана с установлением соотношения между полюсами «Я» - «Учащиеся»;
- образовательное пространство «колледж-вуз» является ценностно-смысловым контекстом становления субъектности будущего учителя. Образовательное пространство «колледж-вуз» во-первых, определяет содержание индивидуального образовательного маршрута студента, во-вторых, способствует его самоорганизации; в-третьих, актуализирует выбор студентом стратегий профессионального саморазвития, стимулирует построение перспективы профессиональной деятельности и может как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем;
- моделирование образовательного процесса направлено на реализацию комплекса субъектно-ориентированных ситуаций, обеспечивающих обогащение, качественное преобразование личностно-профессионального опыта будущего учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
- Ольховая Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета. - Нижний Новгород, 2006.- 133 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2002.- 683с.
- Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. - М., 2005.