Обосновывается необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики. Ключевой тезис: особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека. Исчерпанность проекта «Просвещение» в странах, завершивших индустриализацию, проявилась в образовании как многогранный кризис. Описываются наиболее радикальные среди изменений в образовательных организациях. Особо выделяется функция формирования людей нового техно-промышленного уклада. Подчеркивается синтез, лежащий в основе новой модели развития образовательных организаций: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей. Подчеркивается, что реализация новой модели развития образовательных организаций (школ) – это по сути радикальный практико-ориентированный инновационный проект. Описывается структура стратегии развития муниципальных систем образования, образовательных организаций (школ).
Глубокоуважаемые коллеги! Международная научная конференция «Актуальные проблемы науки и образования» является чрезвычайно актуальной так как изменения в мире происходят с фантастической скоростью – то, что раньше занимало века, сейчас происходит за годы. Информационные технологии, биоинженерия, наноэлектроника все это воплощено в различных технологических «чудесах» по меркам прошлого.
Мир стремительно ускоряется и усложняется. И даже более того – мир стремительно видоизменяется. Существующие технологии, равно как и методы решения задач встающих перед государством, бизнесом и образованием оказываются недостаточно эффективными, а иногда и просто уже не подходящими.
Сегодня внимание самого широкого круга заинтересованных лиц и органов управления, в том числе Европейского научно-промышленного консорциума, Российской академии естествознания (РАЕ), Европейской Академии Естествознания (Великобритания), Евроазиатской научно-промышленной палаты вновь сосредоточено на возможных путях преобразования системы образования в соответствии с требованиями ЮНЕСКО (UNESCO), различных нормативных и правовых актов, в том числе Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [4].
Мы осознали необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики; отраженной в следующих ключевых документах:
• Национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» [6];
• проекте «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [7];
• «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» [5];
• в других источниках:
• в докладах экспертов в области развития образования;
• в сериях книг: «Теория и практика образования», «Библиотека развития образования», «Образование: мировой бестселлер»;
• в ключевых источниках в области стратегического и проектного менеджмента;
• в журнальных публикациях ведущих специалистов в области развития образования.
Особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека.
Исчерпанность проекта «Просвещение» в странах, завершивших индустриализацию, проявилась в образовании как многогранный кризис, включающий:
• разрушение антропологической рамки – идеала человека, определяющего смысл, цели образования:
• перестал быть притягательным идеал «человека знающего»;
• утратил силу императив «учить всех всему», характерный для Просвещения;
• пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования;
• знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю цивилизацией; современные информационные среды (СМИ, Интернет) предоставляют быстрый, легкий доступ к знаниям, которые воспринимаются массовым потребителем как нечто «простое, дешевое и доступное»;
• образование перестало выполнять функцию социального лифта; для молодежи развитых стран более важны, как средства социального продвижения, включенность в сети корпоративных и родовых связей, в различные сообщества, а также личные достижения;
В результате действия перечисленных факторов:
• резко снизилась мотивация учащихся (студентов) к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах, с традиционным содержанием;
• произошла существенная деформация профессии преподавателя (учителя): профессиональная позиция Мастера и Учителя заменяется позицией технического специалиста по «обработке потока обучаемых», задача которого – «подать информацию» и получить обратную связь от учащихся (студентов) через формализованные контрольные процедуры;
• многие образовательные учреждения, в том числе ВУЗы, колледжи утратили позиции «локомотивов» социально-экономического развития и превратились в «фабрики дипломов»;
• характерный для университетов прошлого дух поиска и независимости заменяется консерватизмом преподавателей (учителей) и «образовательной бюрократии»;
• формирование (развитие) взглядов на новую образовательную парадигму на базе постнеклассической методологии когнитивной деятельности активизируется достаточно медленно [1].
В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. Такие, которые были бы соразмерны масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет.
Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов, суть одно и то же, с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать будущее на очередные 400–500 лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям.
Школу Яна Амоса Коменского с ее вседосматривающим контролем модернизировать бессмысленно. Ей должна быть противопоставлена кардинально другая парадигма – переход от «трансляционной» педагогики к «деятельностной».
Наиболее радикальными среди изменений в образовательных организациях с точки зрения экспертов [2], являются:
• ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования – «Компетентность»;
• разворачивание видов деятельности, коммуникаций, характерных для экономики знаний; формирование исследовательских, проектных, управленческих компетенций обучающихся – «Каркас когнитивного общества»;
• реализация нового поколения стандартов образования (ФГОС), которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства – «Баланс интересов»;
• повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха – «Рост статуса»;
• предоставление потребителям разнообразных «продуктов» в соответствии с рыночным спросом – образовательных программ, прикладных разработок и другое – «Супермаркет»;
• формирование человеческого потенциала инновационной экономики, «инновационного человека» – «Образовательная организация инноваторов и предпринимателей»;
• повышение индивидуальной конкурентоспособности, успешности, адаптивности человека – «Образовательная организация успеха» («Школа успеха»);
• разработка и реализация социальных и гуманитарных инноваций – «Гуманитарное конструкторское бюро» [2].
В основе новой модели развития образовательных организаций лежит синтез: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей.
Особо мы выделяем функцию формирования людей нового техно-промышленного уклада [3].
Она связана с целым рядом других функций:
• с включением учащихся в процессы обновления знаний;
• с формированием у учащихся соответствующих способностей и компетентностей;
• с обеспечением самоопределения учащихся к перспективным типам занятости;
• с институциональной конвергенцией процессов развития образования, науки и промышленности.
Важны также:
• функция проектно-социального и коммуникативного общественного действия;
• функция формирования способности к диалогу;
• функция организации жизненного самоопределения;
• функция формирования российской идентичности;
• функция воспитания ответственности за собственное здоровье и освоение на протяжении всей жизни возрастных практик оздоровления;
• функция включения учащихся в экологические практики.
Переход к новой модели развития образовательных организаций (школ) – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления учителей об учебной работе в образовательной организации (школе).
Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без:
• формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения образовательной организации (школы);
• тщательного планирования процесса изменений;
• систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь.
По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:
• интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательной организации (школы);
• их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;
• проверку доказательной результативности полученной модели.
Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества:
• родителей;
• политиков;
• учителей;
• управленцев;
• а также активного вовлечения в него самих учащихся.
Центральной идеей данного проекта является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения «на всем протяжении его жизни».
Идейная доминанта проекта: целью проекта выступает развитие личности.
Задача заключается в том, чтобы описать образовательную организацию (школу) нового поколения как школу, задающую другую философию, а, значит, принципиально новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к образовательной организации (школе) существующего типа.
А это значит, что необходимо предельно внятно описать те образовательные приоритеты, которые лежат в основании всей деятельности этой образовательной организации (школы), и наличие которых позволяет говорить о том, что мы имеем дело с действительно новым поколением образовательной организации (школы) как исторически развивающейся реальности – в том смысле, в каком мы говорим о появлении «нового поколения» компьютерной или любой другой техники.
Вместе с тем, образовательная организация (школа) нового поколения – это:
• образовательная организация (школа), которую нельзя «сочинить» как некую педагогическую утопию;
• образовательная организация (школа), которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих образовательных организаций (школ) и в инновационной деятельности наиболее талантливых учителей;
• образовательная организация (школа), которая реально формировалась на протяжении последних двадцати лет в деятельности самых разных учителей,
Задача заключается в том, чтобы:
• распознать и поддержать уже существующие ростки этой образовательной организации (школы) нового поколения;
• на этом основании создать организационные условия для того, чтобы образовательная организация (школа) нового поколения:
• стала более отчетливым фактом российской образовательной жизни;
• чтобы наметки и предположения этой образовательной организации (школы) реализовались в формате некоего организационно оформленного целого;
• стали основой создания некоторых системных прецедентов такого рода образовательной организации (школы);
• в конечном итоге, основой для возникновения принципиально нового школьного мироустройства и миропорядка.
По сути дела речь идет о смене образовательной парадигмы:
• о смене той суммы скрытых «правил игры», на которых строится практика современных образовательных организаций (школ);
• о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров,
• и на этом основании о смене суммы тех видов деятельности, из которых сплетается ткань ее образовательной повседневности.
Тем самым ставится вопрос:
• о смене представлений о нормах образовательной эффективности;
• о выработке принципиально новых ориентиров и измерительных процедур, позволяющих вести речь об образовательной эффективности.
Но самое главное – это определение тех принципиальных образовательных приоритетов, тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяет говорить о том, что мы на самом деле имеем дело со школой нового поколения.
Таким образом, система образования подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.
Сегодняшним школьникам предстоит:
• работать по профессиям, которых пока нет;
• использовать технологии, которые еще не созданы;
• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в наступающем десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.