Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1
2091 KB

Идеи системности, понятие и теории системы начали развиваться более полувека назад. За это время были созданы многочисленные системные концепции. Тем не менее, попытки создать одну универсальную, единую системную концепцию не закончились успехом. Выделяются две основные группы определений: философское осмысление (базируется на определении В.Н. Садовского) и практическое определение (У.Р. Эшби, Дж. Клир и другие) [1]. Появление понятия «синергетическая система» [5], и сама синергетика в определенной мере указывает на структурную глубину систем и необходимость их систематизации.

Система – это и целостная совокупность объектов, и целостность в значении общность (человек как система). Кроме того, система как совокупность подразделяется на систему как совокупность объектов и систему как совокупность свойств [4]. Таким образом, определение системы [9] должно включать в себя как совокупность, так и целостное свойство объекта. Системное мышление – способность применения системного подхода в различных сферах практической деятельности [7]. Системное мышление есть ключевой фактор успеха организации. У любой системы есть стабильные состояния, периоды равновесия [8]. Чтобы решить проблемы и добиться такого равновесия нужно знание того, где находится оптимальная точка [2]. В этом проявляется необходимость системного мышления, которое в сравнении с логическим мышлением, способно найти узкое место системы, которым можно привести систему в устойчивое положение. Организация имеет ряд универсальных признаков: она состоит из взаимосвязанных и, что важно, неравнозначных элементов, процессы между элементами могут проходить с разной скоростью, все элементы и их взаимосвязи динамичны [3].

Традиционное мышление вовсе не гарантирует правильность направления, оно может быть бессознательно автоматично. Мышление изменяется вместе с изменением времени, эпох [10]. Каждый вид мышления имеет свои цели. Принципиальное отличие традиционного мышления от системного в том, что при традиционном мышлении, проблемы решаются частями, при этом нарушается взаимосвязь. Кроме того, используется парадигма мышления, то есть принятая система взглядов на данный период и по данной проблеме. Системное мышление – есть смена такой парадигмы [4].

Необходимо внедрять такой тип мышления при устроении организации, так как человек, владеющий системным мышлением, способен создавать собственные технологии решения проблем — порождать собственное знание — вместо того, чтобы изучать общепринятые способы их решения, т.е. получать знание из внешнего мира.