Курение и артериальная гипертония входят в семерку факторов риска, достоверно повышающих смертность у населения европейских стран [Mancia G., De Backer G., Dominiczak A. et al., 2009]. В настоящее время установлено, что оба эти фактора риска – повышение артериального давления (АД) и курение – негативно влияют на сосудистую стенку, нарушая функцию эндотелия, способствуя развитию и прогрессированию атеросклероза и заболеваний, связанных с ним, а сочетание факторов риска вызывают мультипликативный эффект [Шальнова С.А., Деев А.Д., 2006].
Показано также, что даже предгипертензия – высокое нормальное артериальное давление – статистически достоверно ассоциировано с увеличением относительного риска развития сердечно-сосудистой патологии и смертности [Жарский С.Л., Давыдович И.М., Афанасков О.В., 2009; Gu D., Chen J., Wu X. et al., 2009]. Однако гендерные особенности взаимосвязи данных факторов риска у лиц юношеского возраста изучены недостаточно.
Цель исследования – Выявление половых особенностей изменений гемодинамики у лиц юношеского возраста при курении.
Материалы и методы исследования. У студентов КемГМА в возрасте 18–21 лет определяли некоторые показатели системной гемодинамики: 1) у 497 студентов (123 курящих и 109 некурящих юношей; 116 курящих и 149 некурящих девушек) в утренние часы (8.00–12.00) с помощью аппарата OMRON MX 3 измеряли артериальное давление (АД) систолическое и диастолическое, рассчитывали артериальное давление пульсовое; 2) у 120 студентов (30 курящих и 30 некурящих юношей; 30 курящих и 30 некурящих девушек) проводили дуплексное сканирование общих сонных артерий с целью определения систолодиастолического соотношения – (S/D).
Результаты исследования и их обсуждение. Выяснилось, что среди некурящих юношей с нормальным уровнем артериального давления лишь у 11 % величина АД соответствует оптимальным нормальным значениям (АД систолическое менее 115 мм.рт.ст.; АД диастолическое менее 75 мм.рт.ст.), а у 17 % – высоким нормальным значениям (АД систолическое более 130 мм.рт.ст.; АД диастолическое более 85 мм.рт.ст.). У курящих юношей значительно реже встречается оптимальное нормальное АД и чаще – высокое нормальное АД – в 3 % и 31 % случаев соответственно (P < 0,05). У курящих юношей АД пульсовое, рассматриваемое как самостоятельный фактор риска [Randall O.S., Kwagyan J., Huang Z. et al., 2005], в среднем на 4,5 мм.рт.ст. выше (P < 0,05) по сравнению с некурящими. Этот рост обусловлен увеличением в большей мере АД систолического по сравнению с АД диастолическим.
У некурящих девушек, по сравнению с юношами, оптимальное нормальное АД отмечается в 3,5 раза чаще – у 38 %, а высокое нормальное – почти в 2 раза реже – лишь у 9 % девушек. Это можно связать с защитным действием эстрогенов на сердечно-сосудистую систему [Сметник В.П., Ильина Л.М., 2008]. Среди курящих девушек по сравнению с некурящими отмечается лишь тенденция к снижению – на 5 % – лиц с оптимальным нормальным АД и увеличению – на 4 % – числа девушек с высоким нормальным АД.
Однако по результатам дуплексного сканирования сонных артерий выяснилось, что систоло-диастолическое соотношение как показатель эластичности сосудистой стенки у курящих лиц юношеского возраста значительно выше (P < 0,05), чем у некурящих: 6,44 ± 0,38 – у курящих юношей и 5,16 ± 0,49 у некурящих юношей; 5,94 ± 0,54 и 4,75 ± 0,22 соответственно у курящих и некурящих девушек. Это свидетельствует о снижении эластических свойств сосудистой стенки и может быть связано с эндотелиальной дисфункцией – дисбалансом между продукцией вазодилататоров и ангиопротекторов, с одной стороны, и вазоконстрикторов и протромботических факторов, с другой [Строгий В.В., 2006]. Известно, что эндотелиальная дисфункция может протекать без клинических проявлений сердечно-сосудистых нарушений [Мищенко Т.С., Линская А.В., Гапонов И.К., 2010].
Выводы. Субклинические изменения гемодинамики у лиц юношеского возраста при курении развиваются достаточно рано вне зависимости от пола, но манифестация этих изменений, регистрируемая неинвазивными методами, у девушек длительное время остается мало заметной.