Е.С Полат и М.Ю. Бухаркина «из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода... отобрали обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика», доказавшие свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира».
Мы остановимся на методе проектов, который не является принципиально новым. Американский ученый Джон Дьюи еще сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и обязательно решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Далее - применить для решения этой проблемы определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге значимый (прежде всего для ученика) результат.
Результатов в данном случае окажется как минимум два: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть или услышать, осмыслить, применить на практике. Внутренним результатом будет являться опыт деятельности, который, безусловно, станет бесценным достояние учащегося, соединяющий знания и умения, компетенции и ценности.
Также возможно выделить промежуточные результаты, контрольные результаты, благодаря которым легко отследить формирование тех или иных компетенций.
Применяя метод проектов на практике, мы учим учащихся выделять главное, находить связи и структурировать их, мы воспитываем человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, формируем информационную компетенцию. Важно заметить, что обучение в данном случае происходит через желание, обобщение и структурирование воспитательного и учебного материала.
Проектирование в школе способствует созданию инновационной среды, формирует у учащихся субъектную позицию по отношению к учебной деятельности, позволяет учителю осуществлять экспертизу педагогической деятельности.
В педагогической науке в основу проектирования положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Как термин «учебный проект» в общеобразовательной школе начал применяться в начале 21 века.
Нужно заметить, что в педагогической практике используются близкие по содержанию понятия: проектная деятельность и исследовательская работа. Но эти понятия разные по направленности, смыслу и содержанию. И, соответственно, деятельность, характеризующаяся этими понятиями, также различна. Проектирование всегда направлено на решение практической задачи. Разработка проекта зависит от многих внешних обстоятельств, часто не связанных с задачами исследования, всегда предполагает создание некоего продукта. Исследование представляет собой поиск истины. Не всегда в результате исследовательской работы удается решить практическую проблему.
Разнообразны и формы продуктов проектной деятельности. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.
Проектная деятельность может быть представлена в виде: WEB - сайта, анализа данных социологического опроса, атласа, карты, видеофильма, выставки, газеты, журнала, действующей фирмы, законопроекта, игры, коллекции, костюма, модели, музыкального произведения, мультимедийного продукта, оформления кабинета, постановки, праздника, прогноза, системы школьного самоуправления, справочника, сравнительно - сопоставительного анализа, учебного пособия, экскурсии.
Метод проектов объединяет в себе теорию и практику, тем самым обеспечивая проявление умений отдельно взятого ученика или группы учеников в использовании приобретенного исследовательского опыта, реализации интереса к предмету исследования, демонстрации умения участвовать в коллективных формах общения, поднятие на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.
По данным проведенных исследований, школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, как правило, становятся близкими друзьями.
Чем больше самостоятельности проявляет школьник, тем интереснее ему выполнять проект.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида и с различным контингентом учащихся.
Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.
Проводя исследования, мы пришли к выводу о том, что применение метода проектов является одним из наиболее эффективных в формировании исследовательской компетенции учащихся.
Основными концептуальными положениями, на которых базируется работа со школьниками в образовательном учреждении, при использовании метода проектов, являются следующие:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей;
- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся;
- повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества;
- такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками;
- изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы.
В работе по применению метода проектов можно выделить несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:
- 1-ый уровень - репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
- 2-ой уровень - эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования.
- 3-ий уровень - исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров.
- 4-ый уровень - творческий, продуктивно - деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Учащиеся школ города участвуют в городских, областных и Всероссийских конференциях молодых исследователей, занимая призовые места.
Кроме этого, многие поступают в высшие учебные заведения на бюджетное обучение, выбирая именно те специальности, которые близки с их исследовательскими работы.
Нами проведен мониторинг развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика.
Компьютерные методики позволяют диагностировать
- интеллектуальную работоспособность;
- тип мышления;
- скорость мышления;
- общую понятливость;
- сохранение алгоритма решения нестандартной логической задачи;
- особенности концентрации внимания;
- особенности памяти;
- анализ отдельных функций мышления: обобщения, комбинаторики, логичности, креативности.
Именно применение метода проекта позволило повысить интеллектуальную работоспособность учащихся контрольных групп на 30%; увеличить скорость мышления и общую понятливость на 23%; концентрация внимания возросла на 17%.
Изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществляться в ходе наблюдений. Наблюдая за детьми в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:
- умение видеть проблемы;
- умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение объяснять и защищать свои идеи. 4
Применяя классические тесты оценивания интеллекта Д. Векслера и Дж. Равена на стадии формирующего эксперимента, мы смогли сделать выводы о том, что умения, перечисленные выше, характеризующие исследовательское поведение, значительно отличаются от умений, диагностированных во время проведения констатирующего эксперимента.
Таким образом, основываясь на данных исследования, сегодня можно много говорить о причинах популярности метода проектов. Но самая главная из них - это развитие компетенций учащихся, которые так необходимы в современном мире. И это непосредственно сопричастно с творчеством.
Творчество - это всегда создание нового, оригинального, ранее неизвестного; но не просто нового, а полезного, необходимого для человека.
Творчество - это не только получение нового результата. Порой новизна состоит в новом способе получения уже ранее известного.
Создание нового носит объективный и субъективный характер: объективное творчество проявляется в создании нового для всех людей, а субъективное творчество - это новое только для создающего.
Творчество - это не просто создание нового, а создание нового для преодоления каких-либо затруднений в работе, неисправностей, неопределенности, трудной задачи, пробелов в знаниях.
Творчество порой понимается как состояние наслаждения полетом фантазии, восхищение своей интеллектуальной силой в процессе создания ранее невиданного.
Таким образом, творчество - это создание объективно и субъективно нового и ценного для решения значимых проблем.¹
Становясь творческим человеком, школьнику будет проще войти в мир, ждущий от него нового, неизведанного. И именно метод проектов позволяет развивать творческое начало в учащихся.
Следовательно, мы пришли к выводу о том, одним из условий становления личности школьника является применение метода проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воровщиков, С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - М., 2007.- с. 261-262.
- Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С. Полат/ - М, Издат. центр «Академия», 2008.-с. 124-133.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И. Савенков. / Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.
- Савенков, А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. / А.И. Савенков. / Методическое пособие для школьных психологов. М.: Генезис, 2005.-с. 16.
- Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.