Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2119 KB

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни» для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки (специальности) 111801.65 – Ветеринария, составлены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария и профилю подготовки «Ветеринарная фармация», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 2021 и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО.

Использование тестирования и решение ситуационных задач в обучении специальным дисциплинам обеспечивает объективность оценивания знаний студентов, кроме того, способствует развитию логического мышления, стимулирует познавательную активность, позволяет оперативно корректировать обучение, ведет к улучшению качества организации учебного процесса.

Курс «Эпизоотология и инфекционные болезни» ориентирован на применение широкого комплекса методов обучения: словесного, проблемного и лабораторно-практического. Такой подход включает студентов в различные виды деятельности, которые развивают интеллектуальные способности, абстрактное и творческое мышление.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы по «Эпизоотологии и инфекционным болезням» со студентами четвёртого, пятого курса специальности 111801.65 «Ветеринария».

Тестовые задания по эпизоотологии и инфекционным болезням предназначены для контроля усвоения студентами учебного материала. Тестовые задания состоят из двух разделов: 1. общая эпизоотология; 2. частная эпизоотология и инфекционные болезни. Раздел «общая эпизоотология» предназначен для контроля знаний у студентов в 7–8 семестрах, раздел «частная эпизоотология» предназначен для контроля знаний у студентов в 8–10 семестрах.

Кроме тестов в данных методических указаниях описаны ситуации по конкретным инфекционным болезням (условия задачи), даны задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы, литература. Целью решения ситуационных задач является научить студентов самостоятельно ориентироваться в постановке диагнозов на инфекционные болезни, составлять план противоэпизоотических мероприятий. Успешное прохождение тестирования и решение ситуационных задач по эпизоотологии и инфекционным болезням служит допуском студента к зачетам и экзаменам по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни».

Содержание тестовых заданий и ситуационных задач охватывает материал курса «Эпизоотология и инфекционные болезни», в которых студентам необходимо показать знания терминологии; определений; принципов классификации; сравнительные и сопоставительные знания; умение решать ситуационные задачи.

Задания данного учебно-методического пособия могут быть использованы преподавателем для проведения текущего и оперативного тест-контроля знаний студентов; рубежного тест-контроля знаний студентов; итогового тест-контроля знаний студентов; тренингового (обучающего) тестирования; тренингового (обучающего) решения ситуационных задач; контроля остаточных знаний.

Вид тестового контроля определяется целями тестирования – получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения.

Текущее и оперативное (диагностическое) тестирование проводится преподавателем для выявления исходного уровня готовности студентов к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам, разделам программы дисциплины.

Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года. Его целью является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части программы курса.

Итоговое тестирование проводится по всей программе учебной дисциплины с целью проверки уровня готовности к аттестационным испытаниям. Результаты итогового тестирования являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям.

Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа заданий и т.д.

Контроль остаточных знаний проводится не позднее 6-и месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по дисциплине.

Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям.

Тестирование решает проблему однозначности и воспроизводимости оценки знаний. Наличие эталонов правильных ответов подразумевает одинаковые для всех студентов критерии оценки, что позволяет сравнивать учебные достижения в группах. Кроме того, результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективными показателями освоения студентами темы, раздела, дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя.

Тестирование знаний студентов проводится в письменном виде. При тестировании студенту задается 10 вопросов. Каждый вопрос содержит 4 варианта ответов, один из которых является правильным. Время на выполнение одного тестового задания в процессе контроля может быть ограничено 0,75 – 1 минутой (т.е. 45 сек – 1 мин), либо устанавливается по усмотрению преподавателя.

Тестовые задания по эпизоотологии и инфекционным болезням предназначены для самостоятельной работы студентов и представляют собой перечень вопросов, используемых при тестировании с вариантами ответов (правильный ответ при этом не обозначен). Студенту следует выбрать правильный вариант ответа, опираясь на собственные знания или специальную литературу.

В учебно-методическом пособии представлены задания на уровни усвоения знаний, умений учащихся.

При решении нетиповых задач преподаватель самостоятельно устанавливает «стоимость» теста в зависимости от сложности решения данной задачи.

Действенность теста определяется статистическим методом. При проведении тестирования для оценки правил выполнения тестовых заданий используется количественный критерий – коэффициент усвоения К, который вычисляется по формуле:

К = а/р,

где, а – количество правильно выполненных учащимися существенных заданий;

р – общее число существенных заданий в тесте.

Величина 1 – 0,8 свидетельствует о высокой действенности тестов. Если же коэффициент усвоения К достигает < 0,7 – > 0,8, то действенность теста считается удовлетворительной, при значениях менее 0,7 она считается неудовлетворительной.

Если провести формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, то их можно соотнести по 5-балльной шкале.

Кроме того, при оценивании тестовых заданий преподаватель имеет возможность самостоятельно начислять баллы за каждый ответ, например, за правильное выполнение заданий – 1 балл, за частично выполненное задание – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. В данном случае, перевод баллов по пятибалльной шкале выполняется аналогично приведенному выше примеру.