Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2134 KB

Постановка проблемы. Основная цель экологического образования: содействие становлению профессиональной компетентности специалиста через создание теоретических основ о предмете, основных категориях и понятиях, методах анализа науки экологии; основ экономики природопользования; основных положений в области экологического менеджмента, осознание экологических проблем и др.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач в области:

• мотивационной – создание условий для развития мотивации студентов к активному включению в учебную, практическую, научную и профессиональную деятельность и др.;

• когнитивной – овладение знаниями в области принятия управленческих решений и выбора наиболее рациональных способов их принятия;

• деятельностной – уметь выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий эколого-экономический аппарат;

• рефлексивной – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

После изучения дисциплины студент готов к решению следующих учебно-профессиональных задач, относящихся к общенаучной, инструментальной, социально-личностной, общекультурной и профессиональной компетентности:

• использование базовых знаний теоретических основ экологии и основных понятий экологии. Понимание сущности разделов экологии. Применение методов экологии;

• использование базовых знаний для понимания общих методологических подходов, как пространственность, комплексность, глобальность, конкретность, системность и др;

• выбор методов анализа;

• аналитическая работа с информацией из различных источников;

• использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

• готов обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;

• выполнение обязанностей гражданина РФ сточки зрения экологического права, соблюдение принципов ответственности и толерантности.

Методический уровень изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям. Предлагаемое учебное издание составлено с учетом требований учебных стандартов по дисциплине «Экология». Методическая концепция дисциплины отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по «Экологии». Степень соответствия содержания учебного издания примерной учебной программе, требованиям квалификационной характеристики выпускника согласно ГОС ВПО по данной основной образовательной программе – соответствует. Материалы, приведенные в сборнике, непосредственно могут быть использованы студентами для самостоятельной и творческой работы. Учебное издание содержит расширенное описание лекционных занятий, вопросы для самопроверки, основные понятия курса, список рекомендуемой литературы. Представлен словарь основных терминов и определений экологии и охране окружающей среды, что облегчает выполнение тестового контроля. Данное пособие прошло апробацию в Дальневосточном федеральном университете и современным образовательным технологиям.

Учебное издание предназначено для преподавателей, студентов всех специальностей, всех форм обучения (включая дистанционные образовательные технологии).

Пути решения проблемы. Сборник содержит основные положения и содержание дисциплины с расширенным описанием лекционных и практических занятий. В каждой теме представлены: форма проведения; вопросы для самопроверки к занятиям, что дает студенту более четко определить содержание предложенного материала и последовательность его изучения; вопросы для обсуждения на практических занятиях; основные понятия курса, по которым можно проводить экологический диктант; вопросы для размышления.

Вопросы для размышления направлены на выполнение самостоятельной творческой проработки важнейших разделов дисциплины, в целях углублённого понимания теоретических положений экологии. Практические занятия, проводимые в виде семинара, содержат темы семинарских занятий.

В первой части содержатся общие положения, обязательный минимум содержания дисциплины, цели, задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Во второй части указаны содержание дисциплины; основной принцип отбора содержания, отражающий методическую концепцию дисциплины; примерный тематический план; расширенное содержание лекционных и краткое содержание практических занятий.

В третьей части сборника представлены практические занятия, которые играют существенную роль в формировании у студентов логики и рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений. Главная функция практических занятий – организация и проведение отработки учебного материала, и формирование у студентов деятельностных компетенций по решению творческих задач на практике, самостоятельного приобретения знаний и умений. Большое значение приобретает углубление знаний и умений, работа со статистическими данными. Практические занятия состоят из двух частей, обеспечивают индивидуализацию обучения и способствуют активиза­ции познавательной деятельности студентов. Вначале проводится подготовка студентов к самостоятельной работе, затем они самостоятельно решают поставленные задачи. Каждое практическое занятие в начале начинается с задания, а в конце содержит тестирование, что позволяет поэтапно контролировать познание материала. Практические занятия, направленные на поиск оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений снабжены методическими материалами к решению задач и основными положениями, раскрывающие краткую информацию для познания задания.

Четвёртая часть содержит информационно-методическое обеспечение дисциплины.

Пятая часть сборника включает средства и содержание контроля: входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль; контрольные работы по разделам в нескольких вариантах; экзаменационные вопросы по дисциплине; индивидуальные задания к зачету, отличные друг от друга, включающие вопросы по всем представленным темам из содержания дисциплины. Контрольные тесты охватывают все разделы и темы курса, и основаны на обязательном минимуме требований.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является существенной частью учебного процесса и становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов, поэтому в шестой части размещена СРС. СРС выполняется с использованием опор­ных дидактических материалов, представленных в сборнике кроссвордов, вопросов для СРС и призваны корректировать ра­боту студентов и совершенствовать ее качество.

Одной из форм промежуточного контроля освоения студентами курса являются выполняемые студентами творческие задания, которые могут быть представлены в форме реферата в соответствии с требованиями, презентации в формате Power point, схемы, таблицы, теста, системы вопросов и др. Их выполнение способствует формированию культуры, более глубокому познанию имеющегося опыта и идей, ориентированию в социально-экономических особенностях науки.

Отличие рукописи от имеющейся литературы, степень ее преемственности. Преемственность проявляется в виде общего дидактического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность, осознанность, конвекциальность, природосообразность, полисферность, многоуровненость.