Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1

Согласно стандарту специальности «Клиническая психология» в перечень общепрофессиональных дисциплин впервые включена клиническая психофизиология. Отсутствие учебников, методических пособий, рекомендуемых программ по данному курсу вызвало необходимость формирования учебно-методического комплекса сотрудниками кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск).

Основной подход заключался в рассмотрении клинической психофизиологии как продолжения психофизиологии с учётом знаний, которые студенты приобрели по другим, в том числе и психологическим, и клиническим, дисциплинам. Если на втором курсе, изучая психофизиологические механизмы, реакции, студенты получали базовые знания, то на четвёртом курсе студенты должны перевести имеющуюся информацию в практическое русло.

С этих позиций и были рассмотрены возможные разделы новой дисциплины. В курсе психофизиологии основные разделы посвящены психофизиологическим методам исследований, психофизиологии анализаторов, психофизиологии когнитивных функций и психической деятельности, психофизиологии стресса. В преподавании клинической психофизиологии возникает необходимость рассмотреть эти вопросы с позиции практического применения.

При изучении психофизиологических методов исследований на старшем курсе акцент делается на использовании данных методик в клинике при обследовании больных. Здесь возможно рассмотрение изученных методов при различных заболеваниях, например, изменения электроэнцефалограммы при выраженном психоэмоциональном возбуждении, нарушениях сна, эпилепсии. Также студенты знакомятся и с новыми современными клиническими методами, например, различными видами томографии, которые обладают другим спектром диагностических возможностей.

Рассмотрение психофизиологии стресса с позиции клиники открывает возможность сформировать у студентов представления о последствиях острого и хронического стресса, отражающихся на соматическом, вегетативном и психологическом уровнях реагирования. Этот раздел посвящён патогенезу формирования психосоматических заболеваний и некоторых форм невроза. Также в разделе изучаются патологические изменения активности желёз внутренней секреции как результат перенесённого стресса, что отражается и на деятельности внутренних органов, и на поведенческих аспектах. Одновременно студенты могут оценить, какие возможные элементы психологического консультирования и психотерапевтического воздействия будут более эффективны при комплексном лечении данной патологии.

Определение круга вопросов для раздела клинической психофизиологии когнитивных функций и психической деятельности вызвало ряд трудностей, связанных с тем, что часть вопросов рассматривается на других дисциплинах общепрофессионального блока, в частности, патопсихологии, нейропсихологии. Поэтому из раздела были исключены аспекты изучения патологии, связанной с нарушением памяти, мышления, внимания и т.д. В данном разделе основное внимание уделено проблемам, связанными с нарушением сна: формы нарушения сна, возможные причины, провоцирующие факторы, клинические проявления.

При формировании структуры раздела клинической психофизиологии анализаторов возникла аналогичная проблема, связанная с тем, что в основном нарушения функций сенсорных систем рассматриваются в области нейропсихологии. С этих позиций в содержании основной упор делается на клинические аспекты функционирования сенсомоторной системы. Это создаёт основу, необходимую для обсуждения психофизиологических закономерностей при использовании психологии телесности и телесно-ориентированной психотерапии.

Таким образом, формирование содержательной структуры УМК по дисциплине клиническая психофизиология помогает дополнить знания по клиническим вопросам психофизиологическими реакциями, лежащими в основе патогенетических механизмов и психологических, психотерапевтических воздействий.