Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

На написание этой книги авторов подвигла надежда передать её читателям хотя бы часть того восхищения, которое испытали от работ, которые оказывают помощь в осознании Единства всех частей работающего мышления – единства веры, знания, понимания и умения делать. Именно эти работы и составляют костяк нашей книги.

По большому счету замысел состоит в том, что с помощью книги студенты и преподаватели откроют для себя новые творческие перспективы и возможности, которые они смогут использовать на практике.

Мало иметь ВЕРУ, мало иметь ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ – нужно ещё и уметь ДЕЛАТЬ.

Уметь делать – это уметь создать и реализовать проект будущей системы, которой ещё нет, но которую нужно иметь, чтобы выжить и создать условия для развития.

Однако ни один проект нельзя создать, не имея ВЕРЫ в его реальность, не имея ЗНАНИЙ и ПОНИМАНИЯ как его создать.

В истории было много глобальных и локальных кризисов, конфликтов и войн. Но ни разу не было такой критической ситуации, когда ставилась бы под угрозу сама возможность существования Земной цивилизации как целого, а проблема ограниченности Земли требовала бы профессионально подготовленных кадров, способных проектировать будущее развитие. Существует серьёзное опасение, что отсутствие серьёзных научных проработок проблемы в целом могут привести к повторению стратегических ошибок при выборе траектории развития.

В представленной работе впервые излагаются мировоззрение, теория, метод и технология проектирования устойчивого развития как целостная система научных знаний, основанная на общих законах сохранения и развития в системе «природа–общество–человек». Показано, как можно выразить основные понятия и принципы естественных, технических и гуманитарных наук с использованием устойчиво измеримых величин, давая тем самым возможность легче усвоить научные основы системы «природа–общество–человек». Студенту необходимо знать, что вне измерения связей естественных и социальных процессов невозможно обосновать ни один крупномасштабный проект, потому что нет таких проектов, которые бы находились вне этих связей.

Мы хотим убедить читателя в том, что существует возможность не только адекватно объяснять окружающий нас социально-природный мир, но и целенаправленно его изменять, проектировать его развитие, не нарушая фундаментальных законов природы, а, наоборот, активно их используя.

Предлагаемая вниманию книга принципиально отличается от других тем, что она направлена на помощь студенту в его желании не только что-то знать, но и понять прочитанное.

Каждый будущий специалист должен знать, понимать и уметь использовать открываемые наукой возможности для перехода к устойчивому развитию общества в неразрывной связи с окружающей Человека средой. Образование есть тот ключевой фактор, без которого этот переход невозможен.

Мы также уверены в том, что забота живущих поколений о поколениях будущих состоит в том, чтобы помочь образованию людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во благо людей, во имя жизни на Земле. Высшее образование преследует цель предоставить студенту возможность стать квалифицированным специалистом, привить ему ощущение ответственности за судьбу страны. Именно этой цели служит изучение научных основ проектирования устойчивого развития в системе «природа–общество–человек».

За прошедшие годы учебник прошел испытание временем. Был презентован на Мировом Саммите (Йоханнесбург, 2002 год). Трижды переиздан (издание на русском, английском и казахском языках). На Федеральном образовательном портале «Российское образование» (http: window.edu.ru) опубликовано 10 учебных изданий. На их основе ведется подготовка магистров и аспирантов в Международном университете природы, общества и человека «Дубна», Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, во многих других государственных университетах России, Казахстана, Белоруссии. Создана Научная школа устойчивого развития. Трижды выигран конкурс Президента РФ. Получен официальный статус Ведущей научной школы России. Работает Международная Научная школа устойчивого развития имени П.Г.Кузнецова, которая за большой вклад в фундаментальную науку устойчивого развития получила международное признание и награждена орденом «Слава России». Мы считаем, не случайно Кембриджский университет (Англия) поставил эту работу в ряд с лучшими работами, вышедшими накануне и в начале XXI века.