Профессиональный лицей № 2 г. Старый Оскол Белгородской области осуществляет подготовку будущих рабочих кадров для предприятий сферы услуг (художник по костюму, закройщик, портной, ювелир, парикмахер, радиомеханик). Современный специалист должен владеть не только суммой фундаментальных и профессиональных знаний, но должен быть творческой личностью, способной самостоятельно решать сложные производственные задачи, обладать саморегуляцией, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Поэтому одним из направлений совершенствования образовательного процесса в системе НПО, способным решать эти задачи, является усиление исследовательской составляющей в работе преподавателей с учащимися, которым эта работа посильна, им нравится ею заниматься.
В профессиональном лицее созданы благоприятные условия для проведения исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Главной задачей преподаватели специальных дисциплин ставят создание поля научно-исследовательской деятельности, помогая учащимся овладевать технологией этой деятельности. Проводится большая работа по совершенствованию методик преподавания, по применению инновационных педагогических технологий в рамках профессиональной подготовки специалистов швейного профиля - художников по костюму, закройщиков.
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу на занятиях по предметам «Художественное моделирование и декоративное оформление одежды», «История костюма» является одним из инновационных направлений в работе педагогического коллектива, позволяющим добиваться высокого уровня и качества усвоения знаний, развития практических умений и навыков, что в конечном итоге дает учащимся возможность стать востребованными специалистами. Средствами достижения поставленных задач являются авторские мастерские, бинарные уроки, работа творческих лабораторий, заседания художественных советов, решение творческих заданий и др. В результате учащимся предоставляется возможность творческой самореализации: большинство выпускников лицея еще на этапе профессионального обучения получают повышенные разряды по профессии, выбирают многоуровневое обучение в системе «лицей-колледж-вуз».
При подготовке специалистов по профессиям художника по костюму и закройщика важным является развитие логического мышления и пространственного воображения. Недостаточно развитое пространственное воображение является причиной ошибок, вызванных непониманием ассоциативных связей от первоисточника к разрабатываемому образу или разрабатываемой коллекции моделей одежды. Специфика мышления закройщика, художника по костюму состоит в сочетании логического и образного подхода к проектированию. Воображение ведет к созданию новых образов на основе переработки представлений памяти, поэтому процесс обучения призван активизировать накопленные учащимися представления, способствовать перестройке стереотипов, перегруппировке их на основе синтезирующей деятельности мышления. Пространственное воображение является ценным качеством личности закройщика, художника по костюму, необходимым условием творческой деятельности. Учащиеся с развитым логическим мышлением обладают системой обобщенных навыков и знаний, понимают технические взаимосвязи чертежей конструкций изделий, функции отдельных деталей и узлов.
Логический характер мышления помогает свободно читать чертежи, знать свойства используемых тканей и материалов и выбирать наиболее подходящие из них, определять эстетические и технические тенденции развития формы изделий одежды и условия, влияющие на процесс формообразования. Художественный образ в искусстве создания костюма - это гармоническое единство образа человека и характера костюма в определенной среде. Создавая коллекции моделей одежды, художник по костюму каждый ансамбль наделяет образно-смысловым содержанием. Если для образного решения отдельных изделий достаточно ассоциации с чем-то, то в решении ансамбля необходима цепочка ассоциаций из разных сфер деятельности. Художником проводится отбор образов-идей, поэтому его мышление требует фантазии и постоянных упражнений в решении логических задач. От первого ощущения объекта или явления до создания на его основе художественно-образного произведения путь сложный и длительный [1].
Элементы исследовательской деятельности и творческого поиска вводятся в учебный процесс при выполнении практических и лабораторных работ, творческих зачетных работ. Свой первый путь исследователя в процессе профессионального становления учащиеся лицея проходят, работая с разнообразным подручным материалом, создавая коллекции моделей современной одежды, художественные образы, исторические костюмы из нетрадиционных материалов. Уже много лет в работе мы используем данный стиль. И фантазии учащихся нет границ. Из, казалось бы, совсем неприглядного материала (пакеты, газеты, пластиковые бутылки, пластинки, лоза, полиэтилен и др.) получаются шедевры, произведения искусства. На внеурочных мероприятиях по темам «Художественный образ в искусстве создания костюма», «Народный костюм как источник творчества при создании исторического костюма», «От древности к современности», «Связь времен», в День Высокой Моды учащиеся старших курсов имеют возможность демонстрировать свои работы для учащихся младших курсов, тем самым вовлекая их в творческий процесс освоения будущей профессиональной деятельности.
Многие учащиеся раскрывают свой талант, занимаясь исследовательской деятельностью при создании необычайно интересных моделей на занятиях по художественному моделированию и декоративному оформлению одежды; у них появляется интерес, порождающий творческий поиск. Каждая работа, выполненная учащимися, - плод их фантазии, знаний, умений и трудолюбия. В приобретаемом исследовательском опыте они осознают полезность творчества, возможности воплощения его в действительность, обретают уверенность в себе, трудолюбие и профессионализм.
Интерес к исследовательской деятельности проявляется у учащихся при выполнении творческих зачетных работ по истории костюма. Изготавливая не только образцы костюмов различных исторических эпох, но и фигуры кукол в миниатюре, на которых представляется данный костюм, будущие мастера пробуют свои силы, воплощают собственные идеи. Создавая яркие, оригинальные образцы русского национального костюма, учащиеся демонстрируют свой индивидуальный стиль работы, раскрывая творческие способности и при выполнении традиционной русской тряпичной куклы. Культурный потенциал народного костюма как творческого источника для художника является безусловным примером изучения и подражания. Учащиеся изучают образцы народных костюмов, выявляют конструктивные решения, великолепие разнообразных отделок и колористической гаммы, тщательно подбирают образцы материалов и декоративных отделок Лучшие образцы моделей были выставлены в текущем учебном году на выставке в лицее и на городской выставке «Рукотворная игрушка».
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Козлова Т.В. и др. Основы моделирования и художественного оформления одежды. - М.: Легкая индустрия, 1987.