В учебно-методическом пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты развития инженерной компетентности будущих бакалавров техники и технологий на основе интеграции педагогических средств
Выявлено два диалектически дополняющих друг друга аспекта инженерной компетентности: когнитивно-операциональный и профессионально-личностный. Разработана педагогическая модель развития инженерной компетентности, основанная на разбиении образовательного процесса на периоды с оценкой достигнутого уровня и коррекцией педагогических средств в конце каждого периода. Экспериментально исследовано отношение обучающихся к существенным с точки зрения развития инженерной компетентности аспектам образовательного процесса.
Если ранее задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового стабильного производства с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация изменилась: совершенствуются технологии, производство становиться более гибким. Оно требует специалиста, способного проявлять активность в стремительно меняющихся условиях.
Для оптимизации профессиональной подготовки инженеров компетентностный подход, на базе которого могут создаваться необходимые алгоритмы обучения, является наиболее приемлемым. Причем эти алгоритмы (технологии) должны способствовать повышению эффективности инженерного образования. Целью обучения должен стать выпускник, с требуемым набором компетенций (базовых, профессиональных, и тех которые приведут к дальнейшему самосовершенствованию в функциональной среде), а также сформированным набором качеств (компетенций), связанных нормами профессионального поведения и ценностно-смысловым отношением к своей профессии.
Сокращение в новых образовательных стандартах количества аудиторных часов, курсовых проектов и расчетно-графических заданий и возрастание объема самостоятельной работы будущих бакалавров, уменьшает время общения преподавателя и обучающегося.
Решение этой проблемы необходимо искать на пути четкой организации образовательного процесса с тщательным подбором педагогических средств, установкой и контролем уровней развития инженерной компетентности в каждом образовательном периоде, то есть оптимизацией и адаптацией его технологической части.
Основополагающим требованием федерального образовательного стандарта к университетскому образованию является формирование личности на основе компетентностного подхода, умеющей самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания путем самообразования, совершенствовать свои умения, творчески применять их в действительности.
Важно будущих бакалавров вооружить умениями научной организации, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.
Эта проблема актуальна и при подготовке бакалавров техники и технологий по направлению 27.03.03 – Системный анализ и управление. Стремление и человека и государства управлять всеми жизненно-важными процессами требует особой когорты системных аналитиков, прослеживающих все более глубокие природные, социальные, экономические и технические взаимосвязи. Глобализация мировой экономики, объединение компьютерными сетями людей, глобальные изменения климата земли усиливают эту потребность и предъявляют более высокие требования к качеству выпускаемых бакалавров по этому направлению.
Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям, аспирантам, магистрантам, занимающимся образовательным процессом по направлению 27.03.03 – Системный анализ и управление, а также всем кого интересуют вопросы развития инженерного образования.