Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1

Настоящая монография содержит четыре главы и посвящена комплексному понятийному, общетеоретическому и практическому рассмотрению возникновения, эволюции и социально – политическим последствиям от практического применения демократических институтов референдума и народной инициативы на федеральном уровне. Данные институты рассматриваются через призму современной швейцарской демократической доктрины, разграничивающей социальную и политическую демократии, в соответствии с которой, конституционно-правовому регулированию подлежит исключительно политическая демократия, - что является непривычным для российского конституционного теоретико-практического подхода. Подробно рассматриваются элементы, образующие политическую демократию, в частности, народ в качестве органа государства; композитный характер избирательного корпуса и т.д.

Структура научного труда отражает историко-хронологическую эволюцию понятийного аппарата института референдума и народной инициативы. Рассматривается три исторических периода: дореволюционный, советский и современный. Проводится сравнительный анализ теоретических и практических понятий данных демократических институтов в России, в Швейцарии и в других зарубежных странах. В рамках объективного деклассового подхода сравнивается и уточняется содержание понятия референдум «нового социалистического типа» и классический «буржуазный референдум». Проанализированы, обобщены и классифицированы принципиальные позиции отечественных и зарубежных ученых государствоведов о понятиях референдум и народная инициатива. Предложена оптимальная обобщающая политико-правовая авторская модель современного понятия института референдума.

На конкретных примерах рассматривается применение теоретических выводов проведенного исследования о социально-политических функциях референдума и народной инициативы, помогающих на практике лучше понять и сориентироваться в политической ситуации в стране.

Монография предназначена для студентов и аспирантов юридических факультетов, политологов, социологов и других специалистов, интересующихся проблемой непосредственной демократии, а так же для граждан, стремящихся повысить свою политико-юридическую компетентность в вопросах демократических технологий.