Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Формирование и развитие научно-исследовательской компетенции в настоящем УМК рассматривается как сложный технологический процесс, в основном обусловленный как технологией образования, так и непосредственной исследовательской деятельностью.

В связи с этим при разработке учебно-методических материалов для УМК дисциплины «Основы научных исследований» в качестве основополагающего принципа было принято положение о том, что успешная реализация программы формирования и развития исследовательской компетенции возможна только в условиях внедрения качественно новой образовательной технологии, базирующейся на комплексном использовании современных форм, методов и средств обучения, и активного участия студентов в реальной научно-исследовательской работе.

При этом, определяя методологическую концепцию организации и проведения учебных занятий (теоретических, семинарских и практических), исходят из необходимости придерживаться следующих основных требований:

• изучение дисциплины «Основы научных исследований» должно быть направлено на решение конкретных профессиональных задач, обеспечивая формирование профессиональных и исследовательских компетенций;

• высокая результативность семинарских и практических занятий и самостоятельной работы может быть обеспечена только при высоком уровне мотивации студентов в учебной деятельности;

• в процессе проведения семинарских и практических занятий необходимо добиваться органического единства теоретического и исследовательского познания, обеспечивая формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования.

В учебно-методических материалах для УМК дисциплины «Основы научных исследований» предусматривается обеспечить органическое единство учебного и научного процессов и на его основе осуществить массовое обучение научным исследованиям и повысить качество подготовки специалистов, а также на основе обучения творческому подходу к практическому использованию полученных образовательных, научных и технических знаний заложить основу для разработки и реализации качественно новой системы научно-исследовательской работы в вузе.

Учебный процесс рассматривается как процесс удовлетворения потребности молодежи в высшем образовании, т.е. как процесс активной целенаправленной деятельности студентов, а самих студентов – как активное начало учебного процесса, как его участников. При этом существенно расширяется и функция самого преподавателя, – он становится не только организатором учебного процесса, но и активным его участником и научным консультантом или научным руководителем научно-исследовательской работы студентов, выполняемой по проблемно ориентированным темам самостоятельной работы во внеучебное время.

Теоретическое обоснование темы научно- исследовательской работы, программа и методика исследования разрабатывается студентом самостоятельно, обсуждается на заседании кафедры или в коллективе студентов в процессе семинарских занятий и утверждается деканом факультета или заведующим выпускающей кафедрой. Положительные результаты научных исследований проходят апробацию на научных конференциях, публикуют в трудах института и в центральных журналах, внедряются в производство, а научный отчет – передается на Всероссийский конкурс лучших научных работ студентов и на его основе готовят комплексную или индивидуальную выпускную квалификационную работу (всего за 2000-2008 гг. 13 студентов технологического факультета были удостоены дипломами Министерства образования и науки РФ).

В настоящем УМК ставится цель предоставить не только студенту, но и преподавателю, необходимые учебно-методические материалы как для самостоятельного изучения дисциплины, так и для организации более эффективного преподавания дисциплины и самостоятельной работы студентов.

УМК дисциплины «Основы научных исследований» состоит из 4 глав и приложения (объем издания 128 с), в состав которых включены такие разделы (подразделы), как рабочая учебная программа, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; методические указания (рекомендации) для студентов и преподавателя: по изучению (преподаванию) дисциплины; по проведению семинарских занятий; организации самостоятельной работы студентов (в т.ч. методические указания, темы рефератов (докладов) по программе текущей СРС, темы научных исследований, выполняемые по программе творческой проблемно ориентированной СРС); организации и проведению научных исследований по проблемно ориентированным темам; по написанию научного реферата (доклада) и по проведению текущего, рубежного и промежуточного контроля усвоения материала; фонды оценочных средств: контрольные вопросы для самостоятельной работы по тематическим блокам, тестовые задания для самостоятельного освоения курса и контроля знаний дисциплины с ответами, а также вопросы для сдачи зачета.

Таким образом, на основании имеющихся в науке данных исследований и собственного многолетнего опыта работы в высших учебных заведениях рекомендуется качественно новый подход к реализации программы формирования и развития профессиональной, в том числе и научно-исследовательской, компетенции, принципиально отличающийся от традиционного профессионального образования, прежде всего, тем, что в нем студент рассматривается не как объект, нуждающийся воздействия извне, а как субъект развития самостоятельной и ответственной личности, творческой индивидуальности.