Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Учебное пособие «Инновационный менеджмент» предназначено для студентов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент». Дисциплина «Инновационный менеджмент» относится к вариативной части профессионального цикла. Курс дисциплины является основой подготовки менеджера, обладающего навыками эффективного управления инновационной деятельностью организации. Учебное пособие «Инновационный менеджмент» разработано преподавателями филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке канд. эконом. наук Воливок Ольгой Александровной, канд. полит. наук Коротковой Мариной Альбертовной, канд. истор. наук Римской Татьяной Григорьевной. Объем учебного пособия составляет 8,3 п.л.

В современных условиях развития общества управление инновационными процессами является важной и неотъемлемой сферой хозяйственно-экономической деятельности. Инновационный менеджмент как наука и дисциплина способствует формированию и развитию профессиональных компетенций будущих бакалавров в области инноваций, дает базовые знания о предмете, технологиях, методах и нормативно-правовой базе инновационного процесса на всех уровнях социально-экономического развития.

Эффективное использование знаний, умений и навыков в сфере инновационного управления является одним из ключевых факторов повышения качества хозяйственной деятельности на уровне отдельной организации, региона или в масштабах народного хозяйства. Создание инновационной среды, которая способствовала бы эффективному функционированию экономики современной России, требует подготовки кадров, обладающих определенными компетенциями в этой области. Поэтому изучение дисциплины «Инновационный менеджмент» приобретает особую актуальность.

В учебном пособии представлены материалы, помогающие студентам получить комплексное представление о науке Инноватика, о современных подходах к инновационному процессу, управлению инновациями, инновационном характере деятельности организации. Учебное пособие предназначено для приобретения знаний в области управления инновационными проектами, о методах и технологиях эффективной реализации инновационного процесса в контексте функционирования и взаимовлияния различных компонентов инновационной системы. Методологической основой разработки учебного пособия явились методы системного анализа, экономического анализа, сравнения, научного обобщения и синтеза и пр.

Освоение дисциплины «Инновационный менеджмент» предполагает приобретение теоретических знаний и практических навыков в области управления инновационными проектами и создания благоприятной инновационной среды предприятия в едином производственном процессе на базе использования всех видов ресурсов. Структура учебного пособия выстроена таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью.

Использование данного учебного пособия в процессе изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» решается следующие задачи:

- ознакомить с понятийным аппаратом дисциплины;

- дать представление о стратегических и структурных средствах управления инновационной деятельностью;

- выделить основные факторы, воздействующие на инновационную деятельность, и подготовить классификацию критериев ее эффективности;

- сформировать навыки управления затратами в инновационной сфере и принятия управленческих решений, направленных на максимизацию стоимости инновационного предприятия.

- рассмотреть и проанализировать жизненный цикл инновационных товаров и услуг, учитывая каждый этап разработки, внедрения и коммерциализации новаций.

Значительное место отводится методологическим основам инновационного менеджмента и государственному регулированию инновационных процессов при формировании современных организационных форм инновационной деятельности и оценке ее эффективности. Отдельно анализируется вопросы, связанные с зарубежным опытом государственного регулирования инновационной деятельности в США, Японии, западноевропейских странах.

Учебное пособие состоит из четырех глав и включает в себя:

- курс лекций по дисциплине;

- список рекомендуемой для самостоятельного изучения студентами литературы;

- вопросы, задачи, тестовые и аналитические задания как для подготовки к семинарским занятиям, так и для самопроверки.

Для удобства подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям теоретический и иллюстративный материал учебного пособия дополнен выдержками из действующих нормативно-правовые актов, регламентирующих инновационную деятельность в Российской Федерации и ссылки на их полные тексты в онлайн версиях систем «Гарант» и «Консультант плюс».

Первая глава «Основные понятия и определения инновационного менеджмента» описывает становление науки Инноватики (труды Дж. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева и С. Кузнеца), признаки, виды, формы инноваций и фазы инновационного процесса, сущность, методологию, системные, факторные и социально-психологические аспекты и функции, инновационного менеджмента, а также и подходы к его изучению.

Во второй главе «Государственное регулирование инновационных процессов» раскрыты вопросы, связанные с государственной инновационной политикой: понятие, цель, задачи, важнейшие принципы и элементы. Сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала страны является важнейшей функцией государства в системе государственного управления инновационной сферой. Основные задачи и функции государственных органов в процессе управления инновационной сферой раскрыты через реализацию приоритетных направлений развития науки и техники, процесс формирования и реализации приоритетных направлений НТП. Рассмотрен зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности в США, Японии, западноевропейских и др. странах. Описан процесс управления инновациями как объектами интеллектуальной собственности.

Третья глава «Инновационный менеджмент организации» посвящена инновационной деятельности организаций различных организационных форм, их инновационной стратегии развития. Даются рекомендации по повышению инновативности организации, описываются виды, типы и специфика инновационных стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на разных стадиях инновационного процесса, по управлению затратами и ценообразование в инновационной сфере Описаны механизмы формирования современных организационных форм инновационной деятельности и финансирование инновационный деятельности, управления персоналом и культурой инновационной организации. Продемонстрирована национальная специфика инкубаторов бизнеса и технопарковых структур. Описан механизм управления затратами.

В четвертой главе «Разработка, реализация и оценка эффективности управление инновационными проектами» раскрывается сущность и принципы управления инновационными проектами, оценка их эффективности в условиях рыночной экономики. Описаны цели, задачи и виды инновационного стратегического и тактического инновационного маркетинга в инновационной сфере. Приводится система управления рисками инновационной организации с учетом сущности и практических приемов использования метода сценариев.

При разработке и составлении учебного пособия авторы использовали современную научную и научно-методическую источниковую базу.

Учебное пособие представляет собой достаточно полное изложение основных тем дисциплины «Инновационный менеджмент» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров направления «Менеджмент» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).