Реформа местного самоуправления, начало которой положил Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесла множество нововведений в деятельность местных органов власти России. Следствием этого явилось выделение различных типов муниципальных образований, рост числа муниципалитетов и изменение их размеров. В результате сформировалась ситуация, когда из-за территориальной раздробленности собственные ресурсы муниципальных образований оказались недостаточными для решения тех или иных местных проблем. Как следствие, на региональном уровне в настоящее время преобладает тенденция передачи полномочий наверх (по вертикали власти), а возможности межмуниципального взаимодействия для решения вопросов местного значения недооцениваются и используются недостаточно.
В то же время мировым сообществом для решения многих возникающих на местах социально-экономических проблем и повышения эффективности использования совокупного потенциала территорий накоплен опыт применения новых форм управления, базирующихся на принципах взаимодействия, сотрудничества и кооперации. Право местных сообществ на сотрудничество зафиксировано в Европейской хартии местного самоуправления, а развитие механизмов межмуниципального взаимодействия поддерживается национальными органами власти многих стран, а также Европейским союзом.
В настоящее время в России интерес к межмуниципальному взаимодействию стимулируется в основном политическими и организационно-экономическими причинами и носит общероссийский и межрегиональный характер. Укреплению хозяйственных связей муниципальных образований в регионе, развитию взаимодействия между ними, экономической интеграции не уделяется должного внимания, хотя именно между муниципальными образованиями одного субъекта Федерации могут сложиться более тесные взаимосвязи, что обусловлено их функционированием в границах единой социально-экономической системы субъекта РФ. Исходя из этого, следует содействовать развитию межмуниципального экономического взаимодействия в субъектах Российской Федерации, выявлять и обобщать лучшие практики организации межмуниципального взаимодействия.
Несмотря на появление в последнее время значительного числа работ, посвящённых проблемам межмуниципального взаимодействия, многие теоретические, методические и прикладные вопросы подобного взаимодействия остаются недостаточно проработанными, что и определяет актуальность выполненного исследования.
В настоящее время в России сформировалась правовая основа межмуниципальной интеграции, изложенная в федеральных законах России, законах субъектов Федерации. В то же время Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил лишь саму возможность осуществления межмуниципального взаимодействия по различным направлениям, рамочно определив его основные формы. Остаются не до конца проработанными теоретические и научно-методические аспекты формирования механизмов межмуниципального взаимодействия. Проблемам изучения современного состояния, тенденций развития, роли и форм межмуниципального экономического взаимодействия на региональном уровне и посвящена данная работа.
Апробация изложенного в монографии подхода осуществлена на примере Южного Приамурья, для которого вопросы межмуниципального взаимодействия имеют большое значение, что связано с особенностями этого региона как полигона исследования. Южное Приамурье – приграничная, наиболее освоенная и заселённая часть Дальнего Востока России, включающая муниципальные образования двух дальневосточных субъектов Федерации (Хабаровского края и Еврейской автономной области) и имеющая крупные, реальные для реализации хозяйственные проекты, способные оказать неоднозначное влияние на социально-экономическое развитие всего российского Дальнего Востока. При оценке перспектив развития Южного Приамурья учитывалось близкое географическое размещение, сложные и достаточно плотные хозяйственные связи, сложившиеся между муниципалитетами в регионе на протяжении последних десятилетий.
Выполненное в работе исследование позволило прийти к следующему заключению:
Для России форма межмуниципального взаимодействия является альтернативным способом предоставления услуг в масштабе муниципального района без применения процедуры слияния. Это особенно актуально для субъектов Федерации юга Дальнего Востока, где поселения создавались без какого-либо экономического обоснования, не по экономическим, а военным и политическим устремлениям. В настоящее время многие из существующих на Дальнем Востоке муниципальных образований самостоятельно не могут выполнять функции, возложенные на них Федеральным законом № 131.
В работе показано, что потенциал межмуниципального взаимодействия зависит от плотности населения и уровня транспортной доступности муниципальных образований. Обоснованы критериальные характеристики потенциала межмуниципального взаимодействия, учитывающие уровень социально-экономического развития муниципалитетов, транспортную доступность, плотность населения, что позволяет выделять на территории региона мезорайоны, обладающие максимальными возможностями к межмуниципальному взаимодействию.
Апробация методики на примере Хабаровского края позволила выделить на территории края 4 группы муниципальных образований, различающихся по степени плотности населения и транспортной доступности и сформировать на территории края два мезорайона с максимальными потенциалами к межмуниципальному взаимодействию: Хабаровский – в составе городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района, Комсомольский – в составе городского округа Комсомольск-на-Амуре и Комсомольского муниципального района.
Выявлены потенциальные возможности и ограничения реализации альтернативных сценариев развития Южного Приамурья как полигона межмуниципального взаимодействия. Показано, что транспортный сценарий развития названного региона имеет исторические ограничения, вызванные запаздыванием вступления города Хабаровска в широкомасштабную приграничную торговлю, а комплексный сценарий стимулирует те направления в отношениях между Россией и Китаем, которые имеют высокий потенциал взаимодействия (рекреация, туризм, бизнес-центры, транспортно-логистическая деятельность).
Показано, что с политической точки зрения и концептуально, и организационно проект освоения и развития Большого Уссурийского острова является пилотным вариантом организации многоуровневого согласования программ развития между властными структурами двух стран – правительствами РФ и Китая, региональными властями Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян, муниципальными структурами российского Южного Приамурья и китайского города Фуюань. Технология согласования и реализации программы развития Большого Уссурийского острова в рамках стратегии развития Южного Приамурья должна явиться моделью создания и практического тестирования организационных механизмов, обеспечивающих высокоэффективное сотрудничество при реализации более масштабных проектов, подобных скоординированному развитию Северо-Востока Китая и Дальнего Востока.
Монография продолжает серию публикаций сотрудников базовой кафедры «Государственное и муниципальное управление» Хабаровской государственной академии экономики и права при Институте экономических исследований ДВО РАН по проблемам формирования и реализации региональной политики. Можно отметить ряд работ, обобщающих эти исследования: «Региональная экономика и управление: экономика Дальнего Востока» (Леонов С.Н., Корсунский Б.Л., Барабаш Е.С, 2007), «Селективная региональная политика: российский и зарубежный опыт» (Леонов С.Н., Сидоренко О.В., 2012).
Работа адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам экономических вузов, специалистам в области регионального управления.