Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Учебное пособие по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» в разработано соответствии с ООП и учебным планом по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» и предназначено для студентов, обучающихся на базе ФГОС ВПО по данному направлению, уровень подготовки: бакалавр. Дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Учебное пособие является основой подготовки будущих государственных или муниципальных служащих, обладающих знаниями об этической стороне процессов управления и взаимодействия. Учебное пособие разработано преподавателями филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке канд. истор. наук Римской Татьяной Григорьевной, канд. эконом. наук Воливок Ольгой Александровной, канд. полит. наук Коротковой Мариной Альбертовной. Объем учебного пособия составляет 6 п.л.

Учебное пособие призвано помочь сформировать и развить у студентов общекультурные и профессиональные компетенции через призму нравственно-этических норм и принципов. В учебном пособии представлены темы, дающие комплексное представление об этике, нравственности, ценностях, морали, а также конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. Структура учебного пособия выстроена таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов комплекса знаний, умений и навыков в области этики государственной и муниципальной службы.

Использование данного учебного пособия в процессе изучения дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» позволит сформировать у будущих государственных и муниципальных служащих способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3), а дополнительно – стремление работать на благо общества; знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; обладать гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения; обладать способностью и быть готовым к диалогу на основе ценностью гражданского демократического общества; обладать способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению.

Значительное место в структуре учебного пособия отводится истории этики, что связано с необходимостью проанализировать особенности развития этической мысли, основные этапы и направления развития этики и эстетики, различные подходы к оценке нравственно-этического уровня каждой исторической эпохи.

Отдельно анализируется вопросы, связанные с новейшими тенденциями в современной этики управления, делается вывод, что, по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на «общественный интерес», в современной этике все в большей степени усиливается личностное, индивидуалистическое начало, становится более актуальным обращение к проблемам нравственного существования и гражданского статуса личности в обществе, ее правам и обязанностям по отношению к социуму и окружающей среде в целом.

Учебное пособие состоит из трех разделов и включает в себя курс лекций; список рекомендуемой литературы; вопросы, задачи, тестовые и аналитические задания как для подготовки к семинарским занятиям, так и для самопроверки.

Вопрос о принципах служебной этики государственных и муниципальных служащих рассматривается в учебном пособии с точки зрения существования ряда необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе.

При составлении учебного пособия «Этика государственной и муниципальной службы» учитывались основные традиции и современные тенденции формирования этической модели государственного и муниципального служащего.

В учебном пособии объясняются нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности служащего, описываются методики диагностики этические проблемы, модели принятия этичных управленческих решений деятельности, технологии формирования имиджа государственной службы, основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Структурно материал представлен тремя основными разделами:

- история этической мысли и теория этики,

- этика управления и этика организации,

- этика и этикет государственного и муниципального служащего.

Данная структура наилучшим образом способна сформировать у студентов целостное представление об этических нормах и принципах управленческой деятельности, знание основных принципов и норм поведения государственных и муниципальных служащих. При разработке и составлении учебного пособия авторы использовали современную научную и научно-методическую источниковую базу.

В первом разделе «История и теория этики» описываются подходы к пониманию ключевых понятий этики, а также показана эволюция общественной и философской мысли в отношении этических норм и правил общежития и управления.

Во втором разделе «Этика управления и этика организации» раскрыты вопросы, связанные с государственным регулированием профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего. Описаны эффективные технологии реализации этических моделей поведения государственных гражданских (муниципальных) служащих в рамках корпоративного, социального и межличностного взаимодействия

Третий раздел «Этика и этикет государственного и муниципального служащего» посвящена этическим аспектам эффективного взаимодействия с гражданами, обществом и коллегами, описаны цели и средства эффективного взаимодействия. Приведены этические характеристики государственных гражданских (муниципальных) служащих влияющие на авторитет власти в глазах общественности. Этикет рассмотрен как инструмент эффективного взаимодействия.

Учебное пособие представляет собой достаточно полное изложение основных тем дисциплины «Этика государственного и муниципального служащего» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров направления «Государственное и муниципальное» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).