Читательское назначение. Аннотируемое учебное пособие «Отечественный и зарубежный опыт управления качеством» разработано в соответствии с Государственными Образовательными Стандартами и предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальностям: 200503.65 – «Стандартизация и сертификация», 220501.65 – «Управление качеством» и направлениям подготовки (общего профиля): 221700.62 – «Стандартизация и метрология», 221400.62 – «Управление качеством».
Пособие может быть использовано для студентов других технических специальностей, изучающих методы и средства управления качеством. Материал учебного пособия представляет интерес для специалистов, связанных с проблемами нормативного, организационного и технического обеспечения качества продукции и оказываемых услуг.
Содержание учебного пособия соответствует рабочим программам по дисциплинам: «Метрология, стандартизация и сертификация», «Статистические методы управления качеством», «Управление качеством», «Всеобщее управление качеством» и «Системы обеспечения качества».
Гриф. Издание рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия по перечисленным выше специальностям и направлениям подготовки.
Содержательная часть. В учебном пособии в историческом аспекте представлены основные направления в обеспечении и управлении качеством, реализуемые как в России, так и за рубежом. Накопленный опыт обеспечения и управления качеством систематизирован для различных этапов жизненного цикла продукции и оказываемых услуг.
Особенностью пособия является удачно сочетаемые теоретические положения с примерами из конкретной практики отечественных предприятий и зарубежных фирм. В приведенных примерах демонстрируются как технические, так и экономические аспекты применения инструментов управления качеством.
Целью данного пособия является развитие у студентов комплексного представления о накопленном опыте управления качеством в различных странах и на различных уровнях, что позволяет использовать мировую и отечественную практику инструментов управления и обеспечения качеством в профессиональной деятельности.
Пособие структурировано на 5 разделов:
1) Отечественный опыт управления качеством;
2) Управление качеством в Европе;
3) Управление качеством в США;
4) Семь японских инструментов управления качеством;
5) Система НАССР.
Учебное пособие содержит:
– систематизированное описание отечественного опыта управления качеством, а также стран Европы, США и Японии;
– примеры систем и инструментов по управлению качеством и их применение на различных этапах жизненного цикла продукции и оказываемых услуг;
– на примерах ведущих отечественных и зарубежных компаний и фирм показаны тенденции и специфика применения инструментов управления качеством;
– в пособии рассмотрены экономические проблемы повышения и управления качеством
Основная ценность пособия определяется систематизированным представлением необходимой информации, сочетанием теоретических положений с примерами, иллюстрирующими особенности применения инструментов управления качеством.
Автором обосновано критическое отношение к практике механистического переноса достижений других стран в области управления качеством в отечественную промышленность без учета экономических и национальных особенностей.
В первом разделе приведены основные этапы развития систем и служб контроля качества в России. Даны понятия системы и системного подхода применительно к проблеме качества и управления качеством. Рассмотрены этапы становления системного подхода к управлению качеством на отечественных предприятиях, дана краткая характеристика основных систем управления качеством в России.
Во втором разделе приведены основные направления современного процесса повышения качества продукции в Европе (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швеции), показана практика управления затратами и управления качеством в Европейском Союзе. Изложены стратегические инициативы основных Европейских организаций в области качества – Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM) и Европейской организации по качеству (European Organization for Quality, EOQ). Приведены критерии Европейской модели Всеобщего управления качеством и Европейской премии за качество. На примере швейцарского индекса удовлетворенности клиента дана характеристика механизма самооценки как инструмента в управлении качеством. Изложены основные принципы модели делового совершенства EFQM. Показаны преимущества управления с использованием процессного подхода на основе реальной информации и возможные уровни совершенства организаций. Дана характеристика принципов всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM).
В третьей главе на примере опыта управление качеством в США охарактеризована специфика американских кружков качества и методов контроля при решении проблемных задач. Изложены тенденции американских компаний относительно организационных структур.
В четвертой главе приведены известные и широко применяемые японские инструменты контроля и управления качеством: семь основных инструментов контроля качества (контрольные листки, гистограммы, диаграммы Парето, метод стратификации, миаграммы разброса, диаграммы Исикавы, контрольные карты), а также семь новых инструментов управления качеством (диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная диаграмма, диаграмма процесса осуществления программы, матрица приоритетов).
В пятой главе приведены рекомендации по применению системы НАССР – «Анализ рисков и критические контрольные точки» (Hazard Analysіs and Crіtіcal Control Poіnts) на предприятиях пищевой промышленности.
Учебное пособие написано доступным языком, хорошо иллюстрировано: содержит 19 рисунков и 10 таблиц. Используется современный понятийный аппарат и актуализированные нормативно-законодательные документы и справочные данные. Приведены примеры применения современных инструментов управления качеством, достаточные для получения представления об особенностях управления качеством в разных странах. В пособии обобщены сведения из лучших отечественных учебников по соответствующей тематике. Приведен список из 29 использованных источников литературы, размещенных после каждой главы. Пособие размещено на сайте Оренбургского государственного университета (Электронный каталог научной библиотеки ОГУ – http://artlib.osu.ru/site/index.php ) и доступно всем авторизованным пользователям: [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.Н. Третьяк; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,61 МБ). – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2009. – Adobe Acrobat Reader 5.0.
Автор с благодарностью примет ваши замечания, пожелания и предложения, направленные на улучшение пособия, которое планируется реализовать как печатное издание.