Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Kazakh State Women’s Teacher Training University

Развитие процесса обучения, повышение познавательных способностей обучающихся, целей личностной ориентации посредством реализации программы инновационного развития в образовании являются актуальными проблемами в подготовке специалистов в высших учебных заведениях. Программа индустриально-инновационного развития показателями высокого уровня образования, новинками информационно-коммуникационных технологий, глобальной стабильностью на рынке труда ставит перед специалистами новые требования и задачи. Образец интеллектуального специалиста является фактором, образующим систему отбора содержания образования и форму ее реализации. Задача подготовки студентов к жизни в новом обществе, овладения навыками будущей профессии, формирования патриотического сознания должна решаться на уровне учебного процесса.

При организации учебно-воспитательного процесса наряду с предоставлением широких возможностей студентам для участия в научно-исследовательской работе по направлениям будущей специальности, необходимо также нацеливаться не только на применение базового потенциала элективных курсов, формирования гражданственности учебных работ различных видов, обращения студентов в субъект обучения, а также на формирование студентов в качестве социального деятеля.

Для выявления профессионально компетентного специалиста в образовании, должны учитываться следующие критерии:

- совершенные знания по читаемой дисциплине по специальности;

- умение создавать условия для развития творчества и таланта учеников;

- высокая личностно-ориентированная направленность, способность совмещать систематизированно педагогическое мастерство и свои действия;

- овладение новыми технологиями обучения, умение находить, отбирать и анализировать информацию на основе образовательного мониторинга;

- умение творчески применять отечественную и зарубежную практику.

В первую очередь, на уроках по языку необходимо уделять большое внимание двум основным аспектам коммуникативного процесса в формировании навыков речи, навыков грамотного выражения мыслей – применение информативного и эмотивного аспектов. В информативном аспекте проявляется степень донесения реальных, конкретных сведений из жизни, а в эмотивном аспекте проявляется степень внутренние колебания, впечатления человека. Эмотивная деятельность определяется полным осознанием образного потенциала слова, использованием его различных возможностей. Так, расширение социальных функций языка в связи с изменениями, происходящими в обществе в настоящее время, требует того, чтобы формирование коммуникативного мастерства обучающихся стало главным компонентом учебно-воспитательного процесса. Необходимо отметить, что все вышеназванное является одним из основополагающих аспектов формирования творчества обучающихся.

Концепция интеллектуального через развитие творческих, духовных и физических возможностей обучающихся, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, создание условий для творческого развития определяет задачи системы образования, выявляет актуальные проблемы развития современного образования.

ХХІ век – век информационных технологий. В настоящее время ставится цель сформировать конкурентноспособную личность, способного быстро адаптироваться к требованиям нового времени. Накопленный в школах, вузах опыт, поиски учителей-новаторов стали направлением педагогических технологий. Поэтому миропознание преподавателей должно быть всегда готово к работам, связанных с внедрением в практику новых технологий обучения на основе различных инновационных технологий, идей. Технологизация обучения не ограничивается поисками ученых, занимающихся данной проблемой. Она требует постоянного совершенствования, обогащения новыми исследованиями и опытом, постоянного развития. Будущий учитель ведет студентов к развитию компетенций, овладению ими новых технологий, внедрению их в практику, применению эвристических, исследовательских средств.

Огромное значение имеют самостоятельные поиски студентов, отвечающих требованиям новых технологий. Все это проявляется через результаты различных интересных и серьезных, содержательных и значимых, полных поисками и сложных действий, происходящих между обучаюшимся и преподавателем.

В школе основной и главной формой организации учебной работы является урок. Только та учебная форма, которая организованна в соответствии с дидактическими требованиями, будет способствовать повышению интереса учеников к учебе, проявлению особого усердия в процессе овладения знаниями, развитию творческих способностей как у педагога, так и у учеников. Поэтому главной целью в обучении является формирование образовательных компетенций у будущих специалистов, подготавливаемых педагогическими вузами, и овладение квалификацией, которую специалисты смогут внедрить в своей дальнейшей практике. Отметим некоторые недостатки, имеющих место в практической деятельности:

- молодой специалист в начале своей деятельности не способен установить нормальные взаимоотношения с учениками;

- тенденция к снижению познавательной активности, интереса и даже рвения учеников к учебе;

- преобладание монотонности в процессе проведения урока учителем;

- отсутствие ежедневных поисков в работе учителя приводит к образованию однообразия в обучении;

- постепенно это приводит к потере интереса у учеников к уроку.

Для того, чтобы избежать вышеназванных проблем, необходимо уже в стенах высшего учебного заведения сформировать у будущих специалистов ряд компетенций, необходимых им в последующей научной, инновационной и воспитательной деятельности.

Деятельность учителя проявляется в его умении направлять, побуждать, организовать активность мышления, познания, языковых действий учеников. Учитель должен повышать их активность. Наряду с требованиями и целями проводимых видов работ, он должен предоставить сведения об инновационных методах и обучить новым методам. Все это должно реализовываться на уроке казахского языка с помощью проведения работ по развитию познания, логического мышления учеников, повышению на творческий уровень уровень знаний после применения их в речи, на письме, полного овладения этими навыками.

В настоящее время в учебно-просветительской деятельности был объявлен принцип вариативности, в результате чего у коллективов образования и учителей появилась возможность выбирать любую модель, в том числе аторскую модель в учебном процессе. Прогресс в образовании в данном направлении заключается в следующем: использование возможностей современной дидактики в повышении действенности структуры образования, разработка различных способов, научное и воспитательное обоснование инновационных технологий обучения, а также мнений и суждений. Посредством реализции следующих требований, обучающиеся достигнут определенных компетенций:

1. Обучающиеся должны постараться изыскать пути и методы развития своих творческих способностей и личностных качеств.

2. Через основательное выполнение самостоятельных и творческих заданий, заданных преподавателем, постоянно развивать и тренировать свои способности.

3. Делиться интересными способами решения творческих задач, своими новыми идеями.

4. Быть в курсе новостей в сфере образования.

5. Проявлять интерес к овладению инновационными технологиями.

6. Сформировать информационную компетенцию.

7. Уметь использовать полученные знания, навыки в своей практической деятельности.

8. Быть готовым к научному и системному познанию.

9. Быть готовым к социализации в современном демократическом обществе.

10. Направленность и подготовленность к результативным действиям, заручившиеся поддержкой общества.

11. Адаптированность и подготовленность к самовоспитанию и самопознанию.

Подготовка квлифицированных специалистов педагогов в педагогических вузах – залог высокого уровня будущих знаний у учеников школ по предмету. Поиск решения этой проблемы рассматривается в процессе подготовки специалистов. В высших учебных заведениях педагогический и общекультурный уровень весьма высок, предусматривается цель сформировать личность, в совершенстве овладевшая навыками и знаниями своего дела. Существует несколько различных способов решения данной проблемы. Один из них – студенты обязаны овладеть несколькими компетенциями через специальные курсы, читаемые им в вузах по подготовке будущих специалистов. К ним относятся:

- учебно-познавательная компетенция – компетенция, обеспечивающая исследовательскую деятельность студентов и своеобразный учебно-познавательный процесс;

- коммуникативная компетенция – обучение средствам взаимодействия и взаимоотношения, обучение формированию навыков работы в различных социальных группах;

- информационно-технологическая компетенция;

- специальная компетенция – посредством обеспечения будущих учителей воспитательными задачами обучения научить способам повышения общекультурного уровня и миропознания, а также формирования личности.

- культурно-познавательная компетенция – привить будущим учителям знания научных основ понятий изучаемых дисциплин;

- социальная компетенция – познакомить студентов со сферой применения теоретических знаний по специальности в общестенной жизни, во взаимоотношениях и т.д.;

- компетенция личностного саморазвития – обучить навыкам формулирования проблем, возникающих в различных научных сферах, на языке своей специальности.

Все эти компетенции возникли из международных требований, предъявляемых специалистам. Личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как процесс, взаимодополняющий друг друга. В образовательном процессе новых студентов эти правила постоянно реализовываются. При выполнении самостоятельных работ определяется результат с опорой на активность и самостоятельные старания, творческие возможности студентов. Одним из требований, предъявляемых к обучению – осуществление обучения и воспитания в единм целостном процессе. Воспитание через обучение, иначе говоря, развивать у обучающихся активное мышление, навыки к работе, творческих способностей. В случае, когда этот процесс будет осуществлен, можно измерить качество будущего специалиста, определить образ компетентности.

Современные педагогические технологии создают условия для создания совершенных форм организации знаний и применения их в процессе обучения. Педагогические технологии на основании средств, соответствующих конкретным действиям в различных ситуациях, систематизированных, направленных стандартов обучения и воспитания, организовываются и посредством применения компьютеров и технических средств.

К факторам, оказывающих прямое влияние на необходимость применения технологий обучения, направленных на реализацию дидактических, психолого-педагогических целей обучения и воспитания в процессе подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях, пересмотра и модернизации образовательных действий относятся следующие:

- актуализация потребностей в кадрах, соответствующих задачам национальной экономики, развития инновационной экономики общего и профессионального образования;

- повышение уровня конкурентности на рынке высшего профессионального образования;

- постоянное развитие методологии стратегии выбора содержания, методов и форм организации обучения и воспитания в соответствии с профессионально-личностными задачами обучающихся в условиях современной информатизации общества;

- разработка методики обучения и профессиональной подготовки современных информационных технологий с учетом возможностей развития;

- создание модели профессионального специалиста, способного осуществлять несколько видов действий, направленных на формирование навыков развития профессионального саморазвития, развитие интеллектуального, личностного потенциала будущих учителей;

- создание методической системы обучения, опираясь на применение современных педагогических технологий и педагогических средств.

В связи с этим, на рынке образовательной деятельности повышение конкурентоспособности является одной из важнейших задач и основные силы должны быть направлены на решение этой проблемы. Развитие образовательных действий в университете, в первую очередь, связано с переходом на качественный уровень образования и повышением качества программ университета. Эти и другие проблемы актуализируют необходимость поиска новых путей и способов реализации образовательных действий в университете.

 

%d0%95%d1%80%d0%b3..pdf