Ориентация современной педагогики на активные методики обучения обусловлена важностью приобретения способности ориентироваться в этом потоке информации, найти в ней необходимые данные самостоятельно. Из литературы по педагогике общеизвестно, что активные методы обеспечивают развитие коммуникативных навыков, способность к самообразованию и рефлексии. Важным моментов применения активных методов в преподавании является повышение интереса и мотивации студентов к изучению предмета, раскрытие индивидуальных возможностей каждого обучающегося. А формирование положительной мотивации к изучению предмета и освоению выбранной специальности очень важный аспект подготовки специалиста, будущего доктора.
Эффективность применения активных методов обучения оценивалась на примере деловых игр. Было проведено анкетирование студентов клинических групп стоматологического факультета. Респондентам предлагалось ознакомиться с предложенными вопросами по оценке своей учебной деятельности на занятии, проводимом с использованием ситуационно-ролевой игры и при устном разборе темы без применения активных методов, оценить ее в баллах от 0 до 10. Объективным критерием оценки эффективности занятия служило письменное тестирование как способ контроля освоения темы студентом. Полученные данные обработаны статистически. Определяли показатели вариационного анализа: среднюю арифметическую (M), ошибку средней арифметической (m).
Согласно его результатам, средний балл по тестам в группе на занятии, проводимом с ситуационно-ролевой игрой, составил 4,3±0,6 балла, на занятии с устным опросом средний балл был несколько ниже – 3,8±0,7. Отмечено, что при использовании активных методов в группах только одна удовлетворительная оценка, остальные – хорошо и отлично, при опросе – 4 удовлетворительных оценки, остальные хорошо и отлично. При изучении анкет студентов выявлено, что 80% считают более интересным и познавательным формат занятия с проведением ситуационно-ролевой игры, 20% не выявили для себя разницы.
Разбирая изучаемый материал на примере конкретного клинического случая, студенты четче оценивают и понимают пробелы в своих знаниях, такая рефлексия, а также осознание того, что с подобными проблемами им придется сталкиваться в ходе своей практической деятельности, мотивирует студентов к изучению материала, а в ряде случаев к изучению дополнительной литературы. Особенно студентов, мотивированных на личностный рост и профессиональный успех. Подводя итоги, можно сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение таких образовательных задач, как формирование положительной учебной мотивации, повышение познавательной активности, вовлечение обучающихся в процесс самообразования, стимулирование самостоятельности, развитие грамотной профессиональной речи, клинического и критического мышления; способность к выделению и усвоению главных моментов в большом объеме учебной информации, развитие творческих и коммуникативных способностей. Таким образом, активные методы обучения позволяют обеспечить эффективность образовательного процесса, с одновременным воспитанием и развитием личности обучающегося.