Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В цикле Ацамаза выделяются две группы сказаний: сказание о маленьком герое, отправляющемся сражаться и сказание о женитьбе Ацамаза.

Причины, заставляющие Ацамаза идти в войско Насран-алдара различны, но в дальнейшем сюжет сказания довольно устойчив.

Угон табунов и вызов за собой погони – центральные эпизоды сказания. Эти эпизоды представляют устойчивый сюжетный комплекс. Сказание вообще дает много продуктивных мотивов, которые часто встречаются в нартовском эпосе. Например, героическое детство. В сказании об Ацамазе и Насран-алдаре ряд мотивов расположен в устойчивой последовательности, обеспечивающей движение эпического повествования. В качестве провоцирующего мотива выступает калечение сына бедной женщины, ее обида и упрек – лучше бы Ацамаз отомстил за кровь отца. После этого следует «общее место» – испытание матери. В этом устойчивом блоке доминантным является мотив кровной мести.

В эпизоде снаряжения героя также встречаются популярные мотивы. Это обретение героем коня и оружия. Содержание богатырского коня в темноте, подземелье представляет собой общее место в кавказском фольклоре.

Осетинское сказание об Ацамазе и Насран-алдаре совпадает с адыгским сказанием об Ашамезе. Эпизод угона скота подробно разработан в осетинском эпосе, в адыгской версии внимание сосредоточено на битве Ашамеза и Тлебыца.

Другое сказание цикла – сказание о женитьбе Ацамаза на красавице Агунде. Это прекрасный весенний миф, не дающий структурообразующих мотивов для сюжетообразования эпоса, но являющийся главным в цикле, характеризующий героя как чудесного певца, своей магической игрой пробуждающего природу. В контексте довольно скупого на описания осетинского эпоса, это сказание выделяется своей поэтичностью.

Итак, в цикл Ацамаза входят всего две группы сказаний. Только сказание о Насран-алдаре дает устойчивые комплексы продуктивных в сюжетообразовании мотивов. Правда главным в цикле является сказание об Ацамазе и Агунде, определяющее уникальное место Ацамаза в ряду нартовских героев и интерпретирующее мировой орфический мотив.