Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Любое заболевание, независимо от того, какова его биологическая природа и какие функциональные системы им поражены, ставит человека в психологически особые жизненные условия. Болезнь является событием в жизни человека, способным изменить ее течение, заставить его по-новому взглянуть на собственную жизнь, ее смысл, себя самого. Известие о заболевании вирусным гепатитом это всегда сильный стресс. Тяжесть психологического шока в большой степени определяется с одной стороны пугающей, неструктурированной информацией о гепатите, которая обрушивается на человека, с другой – от индивидуальных психологических особенностей личности.

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ) (1). Это понятие объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» (1).

Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую. Под социально-конституциональными параметрами понимается влияние пола, возраста и профессии человека, под индивидуально-психологическими – свойств темперамента, особенностей характера и качеств личности.

Исходя из вышесказанного нам показалось интересным изучить личностное реагирование пациентов на сообщение о выявлении у них вирусного гепатита С и провести оценку изменений внутренней картины болезни после проведения курса противовирусной терапии гепатита С.

В исследование было включено 35 пациентов состоящих на учете в отделении клинической фармакологии ОГУЗ СОКБ г. Смоленска с диагнозом «Хронический вирусный гепатит С» в возрасте от 18 до 56 лет, из них 22 пациента не получали противовирусную терапию и 13 – получили курсовую терапию двумя противовирусными препаратами.

Для оценки личностного реагирования на болезнь нами были использованы:

- метод психологической диагностики отношения к болезни ТОБОЛ (2);

- методика определения показателей ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

- В группе пациентов не получавших противовирусную терапию при психологической диагностике отношения к болезни (ТОБОЛ) – у 8 пациентов (36,5%) выявлен гармоничный тип отношения к болезни при котором проводится оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть. При этом у пациентов нет недооценки тяжести болезни и есть стремление во всем активно содействовать успеху лечения, облегчить близким тяготы ухода за собой. В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания у пациентов было отмечено переключение интересов пациентов на те области жизни, которые останутся им доступными, сосредоточение на своих делах и заботу о близких. При этом в 27,3% случаев был выявлен анозогностический, а в 22,7% случаев – эргопатичный тип отношения к болезни при которых отбрасываются мысли о болезни, вплоть до ее отрицания или отмечается стремление уйти от болезни в работу и выраженно избирательное отношение к лечению.

При исследовании показателей ситуативной и личностной тревожности у пациентов этой группы в большинстве случаев (86%) была выявлена умеренная личностная тревожность, при которой наблюдаются выраженные признаки психоэмоциональной неустойчивости и сниженная стрессоустойчивость. При этом в 59% случаев была отмечена высокая реактивная тревожность, которая предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности.

- В группе пациентов получивших противовирусную терапию при психологической диагностике отношения к болезни (ТОБОЛ) в большинстве случаев (61,5%) наблюдался анозогностический (эйфорический) тип отношения к болезни при котором у пациентов имело место отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, вплоть до отрицания очевидного. У них отмечалось необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лечению, желание продолжать получать от жизни все то, что было до болезни. Они легко нарушали режим и рекомендации врача.

При исследовании показателей ситуативной и личностной тревожности у большинства пациентов этой группы (65%) была выявлена низкая ситуативная тревожность, при которой требуется пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. В 35% случаев – у пациентов отмечалась умеренная личностная тревожность, при которой наблюдается выраженная психоэмоциональная неустойчивость и снижение стрессоустойчивости.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. В группе пациентов не получавших противовирусную терапию психологическое сопровождение необходимо и должно быть направленно на формирование психоэмоциональной устойчивости и адекватной стрессоустойчивости.

2. В группе пролеченных пациентов психологическое сопровождение также необходимо и должно быть направленно на снижение субъективной значимости ситуации и переноса акцента на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.