Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Процесс реформирования высшего профессионального педагогического образования требует глубокого научного переосмысления системы экологического образования будущих учителей. Новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой. Если под экологическим образованием, как указывает С.В. Алексеев, понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры [1]. Тогда одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическим образованием является - формирование экологической культуры у будущего учителя.

Культура – одно из самых общих философско-социологических понятий, охватывающих огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции и интеграции. Термин «экология культуры» впервые был предложен Д.С. Лихачевым (1985 г.), который рассматривал ее как нравственную категорию. Несоблюдение законов экологической культуры приводит к нравственно, духовной деградации общества. Проблема экологии культуры рассматривается на фоне общей экологической культуры личности, которая входит в структуру нравственной культуры [2; 56].

По мнению Е.Ю. Ногтевой и И.Д. Лушникова, в науке наметились следующие взгляды на соотношение экологической и общей культуры:

• традиционный: экологическая культура – составная часть общей культуры;

• видовой: экологическая культура как особый вид будущей человеческой культуры;

• синкретический: экологическая культура как новое содержание общей культуры, как исторически новое, качественное состояние общей культуры; общая культура как экологическая культура;

• ноосферный: экологическая культура как общечеловеческая культура, создаваемая усилием разума и воли человечества ради сохранения биосферы и полноценного самосуществования [5].

Экологическая культура учителя рассматривается нами как часть общей культуры личности, проявляющейся в духовной жизни и поступках. Она представляет собой особое качество личности осознавать ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. В экологической культуре будущего учителя биологии можно выделить несколько структурных компонентов:

− когнитивный (содержательный) – система экологических, экономических, экологопедагогических и социальных знаний, а также определенный стиль мышления;

− перцептивно-аффективный (эмоциональная сфера) связан с развитием духовно-нравственных эмоциональных чувств учителя по отношению к окружающему миру;

− аксиологический (ценностно-смысловой) предполагает смещение шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного и эколого-информационного общества;

− деятельностный (поведенческой) предполагает интеграцию различных видов экологической (натуралистической, природоохранной, исследовательской и др.), учебной (познавательной, организационной, проектной, аналитической и др.) и профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент в экологической культуре будущего учителя является одним из ключевых. Если человек обладает необходимыми знаниями (грамотность, образованность), но не владеет ими, не способен применить в повседневной жизни (компетентность), экологическая культура у него не сформирована.

Формирование экологической культуры в рамках традиционного профессионального обучения затруднено. Более эффективными в сложившейся ситуации могут оказаться личностно-ориентированные технологии обучения, так как при их внедрении в образовательный процесс создаются условия для полноценного развития психологического потенциала человека, реализации его потребности в самоизменении, самоопределении, самоактуализации [3; 14].

Разработанная методика формирования экологической культуры будущих учителей биологии базируется на системном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах и охватывает все формы учебной деятельности студентов. Использование личностно-ориентированной технологии обучения в сотрудничестве в практике преподавания в высшей школе предполагает определенную модификацию традиционного хода лекции и практического занятия. Теперь преподаватель вступает со студентом в субъект-субъектные (равнопартнерские) отношения, они совместно определяют цели и содержание учебного процесса [4; 318]. Внедрение технологии обучения в сотрудничестве создает условия для становления личностных качеств студента, способствует развитию его мышления, эмоциональной сферы, творческого потенциала и формированию экологической культуры.

Важное место в формировании экологической культуры студентов занимает непосредственное «общение с природой», большое значение при этом имеет полевая практика по экологии. Структура и ход полевой практики по экологии также основывался на технологии обучения в сотрудничестве.

Эффективность педагогической технологии формирования экологической культуры будущих учителей биологии подтверждена результатами педагогического эксперимента проведенного в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.