Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2 2
1
2

Интеграция различных национальных образовательных стандартов на международном уровне, естественно, очень сложная задача. Даже в масштабах одной страны могут возникать противоречия и разногласия, связанные с этнической или религиозной принадлежностью обучаемых. Нужно ли изучать дарвинизм, основы религии (и какой именно), необходимо ли гендерное воспитание и просвещение? Стоит вспомнить, что даже, казалось бы, ответ на простой вопрос, кого считать автором закона Ома, для французского преподавателя будет не таким, как мы привыкли. Американцам не нравится переквалификация Плутона из полноправных планет Солнечной системы в заурядную планету – карлик, так как для них важен приоритет собственного астронома Персиваля Ловелла, тем более, что даже символ Плутона (буквы «Р» и «L») одновременно олицетворяют и название данного космического объекта, и инициалы учёного. Что же тогда говорить о вариативности методик и подходов в обучении! Но одно, несомненно, ХХI век – век ИКТ – технологий, инноваций в преподавании и широкого фронта компетенций, как педагога, так и обучаемого.

И хотя, преодоление разновекторных тенденций – задача сложная, но она всё же решаемая. Сближению стандартов и получаемых поэтапных результатов должны содействовать общепедагогические универсальные действия и компетенции, независящие от внешних факторов, не относящихся к собственно образовательному процессу. Некое единообразие подготовки обучающихся школ и вузов может быть достигнуто путём применения универсальных форм предъявления учебного материала и набора стандартных требований к обработке получаемой информации обучаемыми. При этом обучаемый должен уметь, в одних случаях действовать согласно неким алгоритмам, а в каких-то ситуациях непременно проявлять творчество и индивидуальность.

Для успешного достижения поставленных целей необходима, в первую очередь, работа с педагогами. Это нужно, так как одни из них находятся на позициях традиционных форм работы с обучающимися: «Делай как я». Тогда как молодые преподаватели могут пока ещё не обладать достаточным опытом работы, позволяющим повысить эффективность их труда. Творческая раскрепощённость учебно-познавательной деятельности обучающихся легче возникает при умелом и целенаправленном руководстве педагога, который по своей сути является постоянно самообучаемой творческой личностью. Кроме того, так как педагог по роду своей работы обязан заниматься самообразовательной деятельностью, то в этом случае он должен автоматически изучать национальные образовательные стандарты и механизмы их внедрения. Следовательно, поступающая к нему информация будет способствовать сближению стандартов, если их содержание имеет элементы международной интеграции. Но при этом не следует забывать, что отдельные вопросы, предъявляемые как некие инновации, могут оказаться на самом деле неконструктивными и даже разрушительными. Поэтому в таких случаях не стоит удивляться противостоянию, возникающему в педагогической среде. Слепое следование в чужом фарватере, без должной апробации, без критического переосмысления чужого опыта не может стать крепкой базой для международной интеграции в области образования. А так как интеграция предполагает взаимное проникновение идей, методик и систем обучения, то отсюда следует, что наша собственная система образования должна не только впитывать международные эталоны, но и нести свои достижения в педагогическую среду других стран.

Уровень подготовки обучаемого, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к социально активной личности, качественный и количественный анализ компетенций, полученных в процессе обучения, продуктивный опыт самообразования, способность к творческому подходу и творческой деятельности – это и есть тест на отбор лучших и эффективных образовательных стандартов. Как известно, нашей стране есть, что предъявить мировому сообществу. И этим надо активнее заниматься.