Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2 Rostov-on-Don State Medical University

В настоящее время сохраняются принципиальные различия между англо-американским и континентальным подходами к понятиям профессий и профессионализма. Первый подход помимо профессий выделяет занятия (occupations), рассматривая проблемы их превращения в профессии, с одной стороны, а с другой – привилегированного положения профессионалов на рынке труда через профессиональное закрытие (professional closurе). При втором подходе, развивающемся во Франции и странах континентальной Европы, профессии определяются более широко и исследуются главным образом профессиональная идентичность, карьерные траектории, профессиональное обучение и компетенции. Отечественные исследователи поддерживают континентальный подход, изучая рассматриваемую проблему в междисциплинарном поле. В этом контексте мы проводили исследование профессиональной роли врача-терапевта с использованием социологического и психодиагностического инструментария (N = 98). В качестве группы сравнения в исследовании приняли участие врачи нелечебного профиля (лаборанты, функциональные диагносты и т.п., (N = 58) [1].

Особенностью профессиональной роли врача является его активная позиция как социального актора в рассматриваемом коммуникативном поле. На первый взгляд пациент является инициатором коммуникации, предъявляя жалобы на состояние здоровья, он ждет сочувствия и соучастия, в том числе и на вербальном уровне. В то же время, диагностический поиск врача начинается с такой врачебной техники, как «сбор анамнеза», предусматривающий тщательный сбор данных не только о симптомах болезни, но и порой о весьма интимных подробностях жизни пациента. Низкая коммуникативная техника врачей является одним из факторов развития этических проблем в медицине [2, 3]. Способность к коммуникативному контролю (под которым понимают умение оценить собеседника, понять его проблемы и предвидеть производимое впечатление, гибкость реагирования на ситуацию) врачей исследуемых групп оценивалась по методике Снайдера, согласно которой были определены три уровня коммуникативного контроля: низкий (0–3 балла), средний (4–6 баллов), высокий (7–10 балов). Средние значения рассматриваемого показателя для всех врачей соответствуют градации «средний» – М ± m составила 4,97 ± 0,52. Достоверных различий между средними значениями показателя врачей разных групп не выявлено (для терапевтов М ± m составила – 4,76 ± 0,42, врачей нелечебного профиля – 5,27 ± 0,42, р > 0,05). По данным распределительного анализа у большинства исследуемых (до 76,9 % в группе терапевтов) отмечены средние и высокие показатели коммуникативного контроля, что соответствует критериальным требованиям социономического типа профессий. В группе терапевтов у большинства исследуемых (61,5 %) отмечены показатели коммуникативного контроля, соответствующие градации «средний» (р < 0,01). При этом обращает внимание, что таких лиц больше отмечено среди терапевтов, чья деятельность характеризуется непосредственной вербальной коммуникацией.

Важным элементом технологии общения врача с пациентом является коммуникативная техника, заключающаяся в умении выслушать последнего. По нашим данным среднее значение (M ± m) рассматриваемого показателя для врачей терапевтического профиля и врачей нелечебного профиля соответствует градации «выше среднего» (соответственно: 64,9 ± 2,56; 64,7 ± 2,56). По данным распределительного анализа у большинства исследуемых выявлены высокие и средние показатели. Наибольшее число лиц с высокими показателями отмечено в группе терапевтов (61,5 %). Обращает внимание, что число лиц с низким показателями среди терапевтов незначительно (7,6 %), и меньше, чем в среди врачей нелечебного профиля (р < 0,001).

От коммуникативных свойств врача-терапевта зависит не только доверительный характер отношений с пациентом, его авторитет, но и сама результативность врачебной деятельности как эффективность диагностики заболеваний. Существование коммуникативных проблем во взаимодействии врача и пациента в современных реалиях демонстрирует падение авторитета российских врачей. Анализ результатов социологического опроса 1089 россиян свидетельствует, что только 21,03 % респондентов приходит на прием к врачу поликлиники, а 30,21 % предпочитает лечиться самостоятельно.