Современное высшее образование сейчас претерпевает значительные перемены. Одной из характерных черт современного образования является активизация инновационных процессов. Учебно-воспитательный процесс-это часть образования и его главная цель сейчас состоит в передачи учащимся новых знаний, формирования новых свойств личности. Поэтому в современном образовании большое внимание уделяется проблемам гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Их называют главными психолого-педагогическими условиями развития этнической толерантности. Гуманизация представляет, прежде всего, становление духовности и гуманистической культуры человека. Это раскрытие особенностей личности во имя её гармоничного развития и проявления своих способностей. Гуманитаризация – усиление внимания к гуманитарным социально-экономическим дисциплинам с целью использования их содержания и методов для подготовки учащихся не только как профессионалов, но и как граждан общества. Необходимо, чтобы во всех предметах должны присутствовать моменты мировоззренческого характера и интерес к различным точкам зрения. Исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации, в образовании должен присутствовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированная направленность как тенденция в развитии этнической толерантности студентов предполагает создание организационно-педагогических условий для развития этнической идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации студента, формирования активной жизненной позиции. Своё выражение выявленная тенденция находит в таких принципах, как педагогическое взаимодействие на основе диалога культур, актуализация тенденции личностного развития, персонализация как взаимодействие личностей, выбор соответствующих форм, методов обучения и воспитания. Этническую толерантность можно рассматривать как один из показателей этнокультурной компетентности личности каждого студента [1].
Вопросам развития этнической толерантности студентов сейчас уделяется большое внимание. Хотя и на данный момент существуют различные методики для проведения такого рода работы, этот вопрос еще требует доработки и осмысления. В современном вузе вопросами развития этнической толерантности у студентов занимаются не только преподаватели гуманитарных дисциплин, но и психологи, так как эта деятельности является одной из приоритетных в их работе. Апробация различных методик для возможности применения их в индивидуальной или групповой формах работы со студентами и разработка новых техник, является перспективным направлением деятельности психолога, занимающегося изучением межнациональных отношений в вузах. Опыт показывает, что уровень развития этнической толерантности у студентов зависит от их интереса к истории культуры своего народа, от возможности рассматривать этнические проблемы в мировом контексте, а также при наличии условий для саморазвития каждой личности. Современный студент должен иметь представление о многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать особенности полиэтнической среды, уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности [2].
Работа по развитию этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе может строиться по следующим направлениям: прежде всего, необходимо организовать учебную работу, проводить лекции и семинары с применением инновационных методик. Благодаря этому у студентов сформируется система знаний, которая и будет способствовать развитию этнической толерантности. Также необходимо должным образом организовать и воспитательную работу с применением новых методов и средств, направленных на формирование нравственных качеств личности. В данном случае можно использовать такие инновационные средства работы как: психологические тренинги, дебаты и диспуты, а также применение мультимедийных технологий. Социально-воспитательной работы университета должна предусматривать реализацию различного рода мероприятий, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов и развитию их этнической толерантности. Результативность воспитательной работы будет достигнута путем создания культурно-эстетического микроклимата воспитательного мероприятия [3].