Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Согласно ведущим тенденциям современного общества целью любого образовательного учреждения является обучение и воспитание всесторонне развитой, гармоничной, самостоятельной, креативной личности, способной эффективно реализовать себя в будущей профессиональной деятельности и в социуме. Для этого разрабатываются учебные программы, обеспечивается материально-техническая база, подготавливаются высококвалифицированные педагогические кадры, т.е. создаются необходимые условия для успешной организации педагогического процесса и достижения поставленной цели обучения. Но не всегда должное внимание уделяется такому вопросу как мотивация учения. В то время как отсутствие таковой существенно сказывается на успешности процесса обучения. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» [1].

Развитие положительной учебной мотивации зависит не только от внешних условий организации образовательного процесса, но также и от индивидуальных характеристик личности учащегося, от новообразований определенного периода онтогенеза. В подростковый период стремление ребенка к самостоятельности и самоутверждению достигает наивысшей силы. Все виды деятельности становятся полем для самостоятельных действий. Таким образом, работая над совершенствованием учебной мотивации необходимо делать акцент на феномен «подростковой самостоятельности». То есть применять такие методы и средства, которые будут способствовать самостоятельным действиям учащихся, направлять на активную поисковую деятельность. Столкновение с трудностью, с проблемной ситуацией приводит учащихся к убеждению в необходимости поиска новых знаний.

В равной степени значимыми, как и особенности возрастного периода, в процессе совершенствования учебной мотивации являются факторы, которые сформулированы на основе системного анализа [2]. Согласно данному анализу, важной предпосылкой развития интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности, содержание и организация учебного процесса, стиль педагогической деятельности учителя, оценка учащихся в безличной форме, в сравнительной динамике. Также к факторам, влияющим на становление учебной мотивации, необходимо отнести особенности семейного воспитания (поддержка подростка семьей, акцентирование положительных моментов, направление и активизация познавательной деятельности), социальное окружение, социальные контакты со взрослыми, друзьями. И такие личностные факторы как уровень самооценки, притязаний личности, умение адекватно воспринимать успехи и неудачи, ценностные ориентации [3].

Для эффективной работы по повышению учебной мотивации важна и третья сторона воздействия – работа школьного психолога. Его деятельность в рамках формирования мотивации включает в себя диагностическую, информационно-просветительскую, исследовательскую и коррекционно-развивающую (укрепление адекватной самооценки и уровня притязаний, поиск своего «Я», самореализация) работу [4].

Таким образом, в процессе совершенствования учебной мотивации равнозначно влияние как педагогов и школьного психолога, так и семьи. Эффективность данного процесса будет достигнута в условиях взаимодействия этих трех сторон. Сотрудничество педагогов, психологов и родителей позволяет осуществлять своевременное «трехстороннее» воздействие на личность ребенка, опережая период ослабления познавательного интереса, спад активности и снижение учебной мотивации в целом.