Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Бесприютная совесть – это проблема современности и укор всем людям, которые позволили появиться такому грозному и страшному явлению на Земле, как детские суициды, «отказные», «лишние» и «заблудшие» дети в миру людей.

У М.Е. Салтыкова – Щедрина есть маленькая сказка «Пропала Совесть». Сюжет её прост: Совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки мытарствует по всем социальным кругам тогдашнего российского общества, каждый из которых словно символизирует тот или иной порок. Но ни в одном из них она так и не находит себе приюта и пристанища. Нет у Совести «своего места». Событие, на первый взгляд, совсем уж незаметное – пропала Совесть. Однако её пропажа сразу определила её статус – бесприютной. И это определило наличие бес – совестного мира. Эта разъединенность мира от Совести – показатель неизменного фона сегодняшней жизни. Для того чтобы её вернуть и вновь создать в душе приют, нужно горькое осознание действительности, которое пробуждает Совесть. Приход Совести можно охарактеризовать как момент нравственного отрезвления. И это, как правило, бывает невыносимо для человека. Очнувшись, он вдруг понимает, что всё его прежнее состояние было всего лишь слепым поиском того, отчего сейчас он старается отказаться. Эта ситуация создает впечатление роковой разъединенности человека и его Совести. Внутренняя проблема заключена в том, что возникает она в определении границ выживаемости человека, покинутого совестью.

Память – хранительница времени и зеркало его. Она как «осевшее время» бережно хранит смысл природной потенции человека. Помня об этом, рассмотрим образ бес-совестного мира человека. Это мир вечной мерзлоты духа, где даже лучи солнца вызывают озноб. Это нравственный паралич. Притупляется слух, зрение, обоняние, вкус. Желание стать таким как все. Но наступает момент нравственного отрезвления: человек задумывается над бегущей жизнью. Оживает тайная надежда на чудо и невольно вздрогнет человек. Он хочет приобщиться к жизни. Но надежда на чудо может также быстро исчезнуть. Но есть и другое ощущение: невыполнимая утрата. Пропавшая совесть ощущается как пустота. Образ пустоты в бес-совестном мире является центральным в жизни. Этот образ может быть непосильным бременем. Все давит, угнетает: дети – обуза, небо давит осенью, давит мысль о любимых. Разве не похож образ этого мира на наш, сегодняшний?

Любви нет, семья разваливается, дети мешают. Житейские мелочи приобретают угрожающие размеры. Человек не может противостоять агрессии. Бессовестный мир развращает, опустошает, обесцвечивает. Человек истощается в разврате, в разгуле и попадает в за-бытье как в воронку. Его выкручивает и выбрасывает в сторону – в пустоту. Человек погружается в мир денег и вещей. Он всё опредмечивает, начинает жить с вещами и среди вещей и сам становится вещью. Человек становится опустошенным. Увеличивается угроза быть раздавленным ярмом безумия. Жить в таких условиях невыносимо. Бес-совестный мир с непосильным бременем словно распадается на осколки от внутренней пустоты, ибо человек теряет свою личность. Прошлое ему не во власти, будущее недостижимо, а настоящее суживается до того, что находится перед глазами. Вдруг что – то блеснет впереди и наполнит душу трепетом. Но нет вдохновения, чтобы остановиться в пути. Стимула творить тоже нет. И всё снова заволакивается туманом. Память пробует прорваться. Но прошлое не откликается в сознании: положительные эмоции не припоминаются, красивые образы не узнаются, правдивые мысли не вспоминаются, а добрые слова не воспроизводятся. Словно между человеком и временем встала стена. Нет никакого впечатления приятного. В чем смысл жизни такого человека? Только не в жизни, а в беге от неё. Так разваливается время, распадается сознание до той черты, где стирается граница, отделяющая человека от его жизни. Сужается сознание и превращается в ничто. Человек погружается в беспамятство. Тьма такому человеку более желанна, так как вместо света появляется страх, ненависть. Психика отражает нечто, что не имеет отношение ни к прошлому, ни к будущему. Словно черное облако окутывает человека. И в нем тонет весь мир его. Сначала наступает за-бытие. Человек выпадает из жизни. Затем растворяется в пустоте и, наконец, сливается с не-бытием. Желание слияния с пустотой усиливается: природа не восторгает, друзья не радуют, работа не вдохновляет и сама жизнь не приносит надежды. В жуткую воронку не-бытия и пустоты засасывает человека: человек заражается болезнью – остановкой времени. Существует только минута, которую надо прожить. Жизнь дробится на пустяки. Срываются покровы с души, защищающие его от агрессивности бес-совестного мира. Без этого покрова душа превращается в «заезжий дом». Она перестает быть тайной, сокрытой, сокровенной, интимно-трепетной, внутренне охраняемой.

Вдруг пробуждается желание как-то облегчить жизненную ношу, но это приводит ко лжи. Ложь меняет все местами. Ложь делает жизнь лёгкой. Но пустота продолжает поглощать силы человека. Это пустота жутким вампиризмом парализует активность человека. Крылья за спиной не вырастают, а земля уходит из-под ног. Человек не может более утверждать себя как личность и в этой пропасти времени и перед глазами не-бытия. Распахнувшийся зев пустоты поглащает жизнь. Ослабевший дух смиряет человека в безволии. Суета жизни затягивается мелочью. Такова в общих чертах картина бес-совестного мира и бес-приютной Совести.

Конечно, сказка Салтыкова-Щедрина – это живой образ сложившегося мира. В таком мире Совесть не может существовать. Она забывается, а пока то, что забыто, не существует, а в забытой – она теряет чувствительность. Совесть, лишенная возможности участвовать в жизни человека, засыпает. Но снова человек вдруг начинает понимать, что в его жизни есть какая-то боль. Действие такого откровения мучительно. Наступает нравственное отрезвление. Оно наполняется тоской по утраченному. Встревоженная совесть наполняется томительным беспокойством: может быть трагическим, мучительная агония, раскаяние, то борьба с призраками, успевшими проникнуть в душу и заполнить её завистью, эгоизмом, корыстью. Хотя Совесть приходит внезапно, но её приход всё – таки закономерен. Пробуждение Совести – это оживление памяти, как стыд о прошлом. Память высвечивает темные закоулки души до боли, до слёз. Память – это место обитания Совести. Память пробуждает мысли о будущем: воспоминание того, что будет завтра.

Таким образом, время возврата Совести – это миг временной полноты. Прошлое жизни освещается в сознании. Совесть можно рассматривать как условие самосознания, требующее волевой готовности осознанного смысла активности души.

Итак, Совесть возвращается к человеку. Но может ли быть поздно? А если человек позволил себя заполнить злу? Как себя чувствует человек, Совесть которого пробуждается? Чувство вины за забвение самого себя и узнавшие смысл жизни в исполнении заветов Совести?

Чтобы пробудиться Совести в бессовестном мире и исполнить её заветы, важно объединить усилия человечества. Только тогда человек снова почувствует самостоятельность и ответственность, которая возложена на него самим его существованием на Земле. Мысль об этом позволяет проникнуться назначением человека на Земле. Осознание этой мысли может сделать пробуждение Совести реальным и Совесть вновь войдет в наш мир и сделает его совестливым. Иначе она может остаться за пределами мира человека. Но тогда вернется ли? Сможет ли человек выдержать очную ставку со своей Совестью?

Возвращение Совести – это существенное условие для заблудшего человека. Это великое испытание для человека на пути к Совести. Без Совести нет настоящего. Важно понять, что совесть пробуждается как результат работы памяти, выясняющая постыдные поступки своего прошлого. Никакое возрождение духа и преображение сознания не может быть без пробуждения Совести. Пробуждается Совесть, а это значит, что пробуждается и внутренний голос, весть нашего Я.. Совесть как весы удерживает в равновесии прошлое и будущее.

Сегодня человечество стоит перед выбором «или-или»: либо человечество, изгнав Совесть, движется к самоистреблению, или человек станет хозяином своей жизни. Природа человека изначальна добра. Не может быть зло сознательным. Если человек осознает смысл добра, то он не может вершить зло. Часто человек не ведает, что творит. Это случается в силу узости своего сознания. И все опять-таки из-за того, что не слышит свой внутренний голос, весть своего Я. Если внутренний голос Я не различим от голосов «не – я», то и случается заблуждение. Но как различить внутренний голос, весть своего Я? Это осуществляет интуиция, доводящая до самосознания Совесть. И тогда весть от своего Я становится услышанной. Сознание откликается, и она становится Со + вестью. Так Совесть может направить людей к содружеству по спасению детей, детей отказных, лишних и заблудших в миру людей.