Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Духовно-нравственное и идеологическое регулирование общественной жизни тесно связано с нормативным регулированием, которое возникает на их основе, количественно и качественно ориентирует субъекты управления при оценке состояния общественных процессов и тенденций их развития. Наличие в обществе определенного запаса культуры, духовности, передовых идей всегда определяло и будет определять возможности и уровень нормативного регулирования. В их ряду особое место занимают социальные нормы, которые фиксируют количественные и качественные параметры жизни своих граждан, определяют вектор общественного развития, критерии и показатели, с помощью которых оно измеряется.

Норматив выступает как ключевое понятие в определении сбалансированности развития социальной системы. Социальный норматив дифференцируется под воздействием конкретной социальной среды, географических, этнических и других факторов, является основой формирования нормативной культуры управления, совокупности принципов, ценностей, норм управленческой деятельности. Нормативы социальные — разновидность социологической технологии для характеристики оптимального состояния социального прогресса (или одной из его сторон); они составлены на основе учета объективных закономерностей социального развития [1]. Поэтому, на наш взгляд, методы системного подхода и моделирования общественных систем являются основой теории и методологии оптимальных систем управления, позволяющей выделить существенные черты, свойства системы и принципиальные меры воздействия на нее. Вопросы методологии совершенствования социального управления относятся к наименее разработанным в науке управления. Их решение в настоящее время является важной и актуальной задачей теории и практики управления. В широком смысле под методологией понимают философское учение о методах познания и преобразования действительности. В отличие от теории, которая направлена на познание действительности, методология изучает сам процесс познания [2].

Моделирование социальных систем является одним из важнейших направлений процесса познания управленческой деятельности и управленческих отношений и потому выступает как важнейшая функция управления наряду с целеполаганием, нормативно-ценностным регулированием и информационным обеспечением. Моделирование обеспечивает целостность подхода к изучению предмета или явления, что, в свою очередь, означает возможность выстроить систему целостного управленческого воздействия.

В известных границах проектирование систем управления всегда осуществлялось специалистами управления на основе собственного опыта и профессиональной интуиции. Однако возрастание масштабов преобразований и усложнение субъектов управления остро ставят вопрос о коренном изменении методологии и методики проектирования систем управления, которая выделяется в самостоятельную область знаний. Сегодня проектировщик систем управления должен в совершенстве владеть средствами и методами проектирования [2].

Таким образом, социальные нормативы могут быть рассмотрены как разновидность социальных технологий, связанных с характеристикой оптимального состояния социального прогресса, составленной на основе изучения объективных закономерностей социального прогресса, его возможностей и потребностей. В основе социальных нормативов, их качественной и количественной определенности лежит величина, характеризующая идеальную желаемую цель развития социального прогресса. Социальные нормативы могут быть классифицированы по разным основаниям, например, по сферам общественной жизни (экономическая, социально-политическая, духовно-культурная). Возрастание роли нормативно-ценностного регулирования неразрывно связано со становлением гражданского общества, с повышением уровня его зрелости, с достижениями науки и все более полным использованием ее методов в практике управления.