Прагматизм светского этикета сводится к пониманию меры полезности и ценности человека. Еще Томас Гоббс считал, что ценность человека, как всех вещей, состоит в его цене, которую «можно дать за пользовании его силой, и поэтому является вещью не абсолютной, а зависящей от нужды в нем оценки другого».
Данное свойство светского этикета нередко использовалось как средство эквивалентного обмена. Тот, кто умеет быть учтивым и любезным, у кого хорошие манеры, может извлечь из этого исключительную пользу и высокую репутацию.
Разумеется следование определенным правилам может быть всего лишь изящной маской, скрывающий истинные, неуважительное отношение человека к окружающим. Однако хотя прагматизм светского этикета не выставляется напоказ, все приличия носят часто характер условного, часто внешнего ритуала.
Современный этикет должен быть по своему характеру свободный и естественный. Не допускающий каких-либо серьезных различий в отношении к людям в зависимости от их общественного положения, он должен отождествляться с непринужденными, доброжелательными, равноправными взаимоотношениями в повседневной жизни всех членов общества. Его нормы должны совпадать с общими требованиями вежливости и тактичности, гуманного, уважительного отношения к человеку, его достоинству.
Невозможно игнорировать Золотое правило этикета: «Поступай так, как хотелось бы, чтобы поступали по отношению к тебе другие». Этикет учит нас, общаясь с людьми, всегда мысленно ставить себя на их место. Приучаясь быть вежливым и нравственным, человек тем самым в какой – то мере стимулирует ответную культуру обращения и к самому себе. Этикет определяет поведение человека в разных сферах общения.
Опасность стать поклонниками лишь внешних форм этикета должна настораживать нас. Нужно быть, а не казаться культурным человеком. Высокая культура поведения и общения должна стать органической потребностью, движение души, единственной возможной и привычной нормой.