В настоящее время в рамках реформы медицинского образования Министерство здравоохранения РФ особое внимание уделяет современным методикам преподавания клинических дисциплин с освоением практических умений и навыков. Уход за больными, в полной мере относится к этой категории – это первая клиническая дисциплина на пути будущих врачей, во время освоения которой они начинают знакомство с миром практического здравоохранения. В истории российского высшего медицинского образования преподавание ухода за больными можно разделить на несколько этапов, каждый из которых отражал существующую на тот момент парадигму подготовки врачебных кадров.
Первый этап – исторический, существовавший, по нашему мнению, до конца 1980-х годов. Советское медицинское образование развивается по заветам классиков, с минимумом внешних воздействий. В медицинских вузах страны традиционно высок процент «стажистов», то есть студентов, имеющих среднее специальное образование или хотя бы навыки санитарской работы. Среди студенческого контингента престижна подработка на должностях младшего и среднего медперсонала во время учебы. В этих условиях предмета «уход за больными» в вузовских учебных планах не было – основы ухода были «разбросаны» по таким дисциплинам, как общая хирургия, пропедевтика внутренних и детских болезней, детская хирургия и т.д. Разумеется, координации в преподавании вопросов ухода между кафедрами не отмечалось: ситуацию спасало то, что с первых курсов обучение шло у постели больного, и почти 25 % студентов потом закрепляли полученные навыки в процессе подработки в ЛПУ под руководством опытных медицинских сестер.
С началом 1990-х гг. в общественно-политическую жизнь уже новой страны хлынул поток инноваций, который не мог не коснуться медицинского образования. Сотни и тысячи чиновников, ученых, преподавателей, организаторов соприкоснулись с зарубежными системами подготовки медицинских кадров – в Западной Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии. Стремление к интеграции зарубежного опыта в медицинское образование было объяснимо – в России началась интенсивная «утечка мозгов», открытое сравнение с иными системами показало как плюсы, так и минусы отечественного здравоохранения, и среди них – явный дефицит ухода за больными в ЛПУ и снижение практических навыков у выпускников медвузов и медучилищ. Все это происходило на фоне эпидемии «новых инфекций» – ВИЧ и парентеральных гепатитов – остановить шествие которых можно было лишь строгой дисциплиной при выполнении процедур и манипуляций. Так начался второй, классический, этап преподавания ухода за больными, когда в новых стандартах обучения врачей в РФ впервые возник этот предмет. Часы, собранные с разных кафедр, объединили в цельную программу, логично связанную с базовыми медицинскими дисциплинами. Вопросы ухода изучали на втором курсе, когда студенты уже были знакомы с основами анатомии, гистологии, паразитологии, началами физиологии и биофизики. Переходя от теории к практике, преподаватели ухода за больными могли свободно использовать вертикальную, иерархическую структуру графа содержания учебных элементов, опираясь на уже упомянутые дисциплины. Так, знание анатомии и биомеханики помогало объяснить приемы укладки и транспортировки тяжелобольных, основы биологии и гистологии помогали лучше понять вопросы личной гигиены, общая химия и биофизика давали возможность объяснить мероприятия противоэпидемического режима и стерилизации. В общем-то, иерархические и древовидные графы учебной информации были знакомы и интуитивно понятны преподавателям российских медицинских вузов, ибо иерархический принцип с опорой на базовые знания изначально применялся при преподавании не только ухода за больными, но и всех клинических дисциплин.
Тем не менее, в 2000-е годы разрыв между теоретическим и практическим обучением в медицинских вузах России продолжал нарастать. Тому было много причин. Во-первых, достаточно резко уменьшилась доля «стажистов», поступающих на врачебные факультеты – для них появились альтернативы, такие как фармация, высшее сестринское образование и т.п. Во-вторых, осложнились отношения между вузами и клиническими базами, выросла правовая информированность пациентов – и выяснилось, к примеру, что отработка студентами младших курсов приемов ухода и медицинских манипуляций на пациентах попросту незаконна. Чтобы предупредить обоснованное возмущение и судебные иски, вузам было предписано открывать центры практических навыков, где доклинической подготовкой можно было заниматься на муляжах и более современных тренажерах. Количество времени, проводимого младшекурсниками у постели больного, соответственно, уменьшилось, а проблема практической подготовленности будущих врачей так и не решилась.
Именно поэтому в новом поколении федеральных образовательных стандартов высшего медицинского образования объемы практической подготовки были резко увеличены. По словам министра здравоохранения [1], эти стандарты «…требуют отнестись с особой серьезностью к отработке практических навыков, начиная уже с первого-второго курса, и наращивая объем практической подготовки к концу обучения». Как следствие, с 2011 года в российских медицинских вузах начался третий, современный этап преподавания ухода за больными. С одной стороны, выросло число часов, с другой – предмет в учебном плане переместился на первый курс, что нарушило традиционную взаимосвязь с базовыми дисциплинами. Учебные программы пришлось переписывать, ибо уже нельзя опираться на привычные вертикальные графы и схемы – сейчас студенты изучают уход параллельно с анатомией, и различные положения больного должны запоминать раньше, чем добираются до строения мышц и связок. Подобное обучение требует использования уже новых – горизонтальных и спиралевидных графов построения учебной информации, что приводит к необходимости использования инновационных методик обучения. Суть этих методик – усиление вовлеченности студентов в самостоятельную работу, ибо объем информации, нужной для подготовки к занятиям по уходу, для них возрос.
На нашей кафедре был с успехом разработан и применен целый комплекс подобных методик, одна из которых – проведение занятий по уходу в хирургии с предшествующей интерактивной консультацией – была признана одной из лучших на межвузовской конференции [2]. Тестирование показало 100 % качественную успеваемость при среднем балле 4,53 – на 20 % выше среднего уровня при изучении затронутых тем. Очевидно, что эксперимент следует признать состоявшимся, его итоги – обнадеживающими и требующими дальнейшего развития.