Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Прогресс науки и техники, в том числе медицины, привел к необходимости расширения содержательной стороны вузовского образования, проявившейся появлением большого количества новых учебных дисциплин и курсов и к неизбежному сокращению часов на преподавание профильных предметов. Среди проблем в организации преподавания клинических дисциплин до настоящего времени сохраняется приоритет информационного (ретрансляционного) метода обучения, что не способствует реализации известного и принятого в российской высшей медицинской школе постулата: основной задачей обучения на клинических кафедрах является формирование и развитие клинического мышления, овладение умениями и навыками работы с больными.

Современный период развития российского высшего медицинского образования характеризуется переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) с базовой идеологией компетентностного подхода к организации обучения. Согласно ФГОС среди компетенций, формируемых в результате освоения дисциплин, одной из основных профессиональных компетенций указана способность и готовность проводить субъективное и объективное (физикальное) обследование пациентов и интерпретировать полученные данные и результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту стационарного больного.

Предлагаемые методические рекомендации ориентированы на формирование клинического мышления как основы врачебной деятельности (врачевания). Студенческая курация больных включает в себя ряд последовательно выполняемых действий, консультируемых и контролируемых преподавателем: клиническое обследование больных, знакомство с результатами дополнительных исследований, конструирование диагноза, анализ обследования и лечения больного, выполняемого лечащим врачом. Теоретические знания о выявленной патологии дают возможность студенту сформулировать свои рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению курируемого больного и выполнить прогнозы жизнеспособности, исхода заболевания и трудоспособности. Организованная и реализуемая таким образом курация в полной мере базируется на компетентностном подходе к организации обучения на клинических кафедрах, основанного на концепции профессионально-ориенированного образования. Данная концепция направлена на формирование у обучаемых профессиональной компетентности и профессиональных установок. Курация больного дает возможность студенту закладывать основы и развивать концептуальный или научный (понимание теоретических основ врачебной профессии), инструментальный (владение базовыми профессиональными умениями и навыками), интегративный (умение сочетать теорию и практику) и другие типы компетентности.

Курация больных формирует у студента понимание необходимости в каждой клинической ситуации учитывать индивидуальные особенности конкретного больного человека и своеобразие развития и течения патологического процесса у разных пациентов, на что указывал известный русский клиницист-терапевт конца ХIХ-го века Захарьин Г.А.: «Кто усвоил метод и навык индивидуализировать, тот найдется и во всяком новом для него случае – случае, представляющем не виданные прежде особенности; а таких новых случаев всегда – довольно даже для самых опытных врачей и несравненно более для начинающих: такова особенность врачебной, так и всякой другой «практики», т.е. деятельности в реальных условиях – условиях действительности».

Методические рекомендации своим содержанием и указаниями ориентирует студента на понимание студентом приоритета клинических данных. Несмотря на значительные, а в отдельных клинических случаях единственные возможности дополнительных исследований, приоритет в общении с больными должен принадлежать и, несомненно, отдаваться клиническому осмыслению жалоб больного, истории развития его болезни (заболевания) или травмы и данным объективного (физикального) обследования традиционными врачебными приемами.

Развитие отечественного здравоохранения не может быть жизнеспособным без совершенствования системы подготовки медицинских кадров. Сегодня государственные образовательные учреждения высшего профессионального обучения в своей работе ориентированы в первую очередь на обеспечение качества образования. Автор в полной мере солидарен с позицией академика М.А. Пальцева: «В медицинских вузах, занимающихся подготовкой кадров для практического здравоохранения, должно стать аксиомой положение о том, что не может быть качество медицинской помощи выше качества полученного образования». Методические рекомендации направлены для решения одной из важнейших задач высшего медицинского образования – клинической подготовки обучаемых студентов на всех этапах образовательного процесса: пропедевтическом, факультетском и госпитальном.