Элективы предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом. Они являются одной из форм обучения, при которой предполагается представление студентам возможности свободного выбора направления для более глубокого изучения темы. В связи с развитием пренатальной диагностики и хирургии плода «in utero», совершенствованием технологий по выхаживанию глубоко недоношенных детей растет интерес ученых к анатомии плодного периода. Учитывая будущую специализацию, в Уральском государственном медицинском университете для студентов I курса педиатрического факультета введен электив «Анатомия плода и новорожденного» в объеме 72 часа. Подготовлена рабочая программа и учебный план электива. Обучение включает чтение лекций по анатомии плода и новорожденного, проведение практических занятий, самостоятельную работу студентов, написание курсовых работ по предложенным преподавателем темам. На кафедре разработаны мультимедийные авторские лекции по элективу « Анатомия плода и новорожденного», которые отражают содержание курса и будут способствовать подготовке к зачету. Читаются лекции по введению в фетальную анатомию, особенностям строения костей скелета туловища и конечностей, черепа, соединениям костей, миологии, спланхнологии, сердечнососудистой и нервной системам. Данное электронное пособие состоит из тем, планов лекций, их основных положений, иллюстраций, подтверждающих эти положения, вопросов для самостоятельной подготовки по каждой прочитанной теме. Первая лекция посвящена введению в фетальную анатомию. Дается понятие фетальной анатомии и фетометрии, методики определения возраста плода, указываются факторы, влияющие на вес и рост новорожденного, приводится характеристика степени недоношенности, перечисляются общие признаки строения тела новорожденного. При чтении лекции по строению костей туловища и конечностей обращается внимание студентов на законы развития костей, сроки появления ядер окостенения, объясняется прикладное значение знания этих вопросов. В лекции по общей анатомии черепа рассматриваются вопросы развития черепа, дается общая характеристика черепа новорожденного, приводятся диаметры черепа, особенности строения глазниц, носовой полости, височной ямки новорожденного. При изложении строения и топографии внутренних органов плода и новорожденного затрагиваются вопросы их развития, объясняется значение для понятия индивидуальной изменчивости органов, формирования вариантов и аномалий развития. При подготовке к лекциям и их чтении используются материалы кандидатских и докторских диссертаций, выполненных преподавателями кафедры анатомии человека Уральского государственного медицинского университета, Оренбургской государственной медицинской академии и других вузов. Это дает возможность ознакомить студентов с достижениями и современными взглядами на вопросы фетальной анатомии. При посещении электива студент получает возможность существенно повысить уровень фундаментальной подготовки по особенностям топографии и строения органов плода и новорожденного, лучше ориентироваться в выборе своей специальности, изучить самые современные методики будущей профессиональной деятельности. Преподаватель, включившись в работу по проведению электива, получает возможность внедрить в учебный процесс научные достижения, разработать свой «авторский» курс, повысить педагогическое мастерство, готовить будущих учеников. Разработанные мультимедийные презентации лекций позволяют дополнить материал по всем разделам изучаемого электива, способствуют подготовке к зачету, освоению будущей специальности.