Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Вызовы современной эпохи, особенности международной жизни порождают основные тенденции в высшем образовании. Глобализация открыла национальные границы государств, сделала доступным получение образования в любой стране мира, стала определяющим фактором развития постиндустриального мира, резко усилив интеграционные процессы в сфере образования.

Формирование новых социокультурных ценностей, разделяемых большинством стран, входящих в мировое сообщество, таких как цивилизованный свободный рынок и гуманизация общественных отношений, не только меняют структуру высшего образования, расширяя подготовку экономистов, менеджеров, гуманитариев: юристов, социологов, политологов, но и меняют всю его парадигму, переходя от сциентизма к гомоцентризму, ставят шлагбаум нравственному релятивизму специалистов.

Открытое международное образование позволяет экспортировать и импортировать образовательные услуги, наиболее эффективно использовать новейшие педагогические и инфокоммуникационные технологии (например, технологии дистанционного обучения),

Концепция открытого образования основана на идее открытости мира, непрерывности процессов познания и образования человека. Отличительной чертой открытого образования является международная интеграция, рассматриваемая как форма международного сотрудничества образовательных учреждений, сближения национальных образовательных систем.

Другой важной тенденцией, развивающейся особенно динамично со второй половины XX века, является диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию. В условиях роста многообразия учебных заведений, дающих знания и навыки в сфере умственного труда, роль классических университетов, однако, не только не уменьшилась, но и возросла. Они с полным основанием претендуют на роль центров по формированию социокультурной среды в регионе. Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет. Этот процесс предполагает использование широкого спектра традиционных и новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств.

С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет сегодня большие перспективы. Санкт-Петербургский институт кино и телевидения – единственный вуз в России, осуществляющий подготовку всего спектра специалистов для киноиндустрии, телевидения и массмедиа. Его уникальность состоит в комплексном формировании компетенций творческих, технических и экономико-управленческих профессий. Выпускники института становятся теми профессионалами, которые определяют облик современного российского кино и телевидения. Студенты и выпускники вуза неоднократно номинировались на престижнейшие премии, такие как «Оскар», «Золотой глобус», «Ника» и становились их обладателями, а вуз получил международное признание, в том числе на уровне Каннского фестиваля. В настоящее время киноиндустрия предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов. Поэтому сегодня вуз не только идет по пути модернизации образовательной системы, но и активно развивает многосторонние контакты с другими вузами, промышленными и научными организациями как в России, так и за рубежом. Осваивая передовой опыт лучших мировых киношкол, институт сотрудничает с образовательными учреждениями США, Японии, Кореи, Германии, Дании, Финляндии, Австрии, Испании, Великобритании, международными творческими и общественными организациями. В кино- телекомпаниях с каждым днем растет дефицит кадров, и они все чаще обращаются к вузу за помощью. Чтобы соответствовать новым тенденциям в теле- и киноиндустрии, институт проводит масштабные преобразования и осваивает новые технологии. Это позволяет ему поддерживать высокий уровень профессорско-преподавательского состава и выпускать востребованных квалифицированных специалистов. В институте – яркая и увлекательная студенческая жизнь, международные творческие проекты, стажировки в России и за рубежом. Лаборатории института оснащены самым современным оборудованием, экспериментальными площадками, возможностью участвовать в различных конкурсах и смотрах.

Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков и т.д. является, безусловно, благоприятной тенденцией. Однако мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как «утечка умов». Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции, и тем, что развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия.

«Развитие международного сотрудничества», – как отмечено в Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995 г.), – «является главной целью ЮНЕСКО и основной формой деятельности в сфере высшего образования» [1].

Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано решать ряд актуальных задач, таких как:

– соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

– выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

– укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

– совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

– содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

– координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

– стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;

– поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Международная деятельность является приоритетным направлением развития Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Осваивая мировой образовательный рынок, формируя и поддерживая партнерские связи с зарубежными вузами, перенимая чужой опыт и делясь собственным, институт расширяет горизонты своей научной, культурной и творческой самореализации. СПбГИКиТ поддерживает обширные творческие и научные связи с университетами и организациями стран Европы, США и СНГ, осуществляя обучение иностранных граждан, обмен студентами и преподавателями, проведение международных научных конференций и творческих встреч, реализацию совместных проектов.

Институт кино и телевидения активно развивает связи с зарубежными образовательными и научными учреждениями, организациями. Сейчас подписано 18 договоров и соглашений с вузами Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Испании, Дании, Эстонии, Швеции, Южной Кореи и США о сотрудничестве в культурной, творческой, технической и образовательной областях. СПбГИКиТ принимает участие в деятельности международных организаций в отрасли кино, электроники и телевидения: Общество кино- и теле инженеров (SMPTE), Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), а также поддерживает связи с международными организациями, такими как Международный съезд вещателей IBC, Международная ассоциация производителей вещательного оборудования IABM. СПбГУКиТ является членом и активно участвует в работе Международной ассоциации киношкол CILECT.

В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Подготовлены и приняты конвенции по взаимному признанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС. Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавателями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых наднациональных программ ЕС (СОМЕТТ, ЕRASMUS, LINGUA, SOCRATES др.).

Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными, зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО, Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса), ТЕМПУС/ТАСИС, ДААД, Всемирным банком, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Британским Советом и др.

В принятой в октябре 2000 г. «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечено, что государство призвано обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [2].

Причем важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего, по мнению ректора МГУ академика В.А. Садовничего, относится «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность» [3].

СПбГИКиТ развивает сотрудничество с Panasonic. Растущий международный авторитет СПбГИКиТ привлекает ведущих мировых производителей профессионального оборудования. В сотрудничестве с СПбГИКиТ они видят перспективы собственного развития. В октябре 2014 года компания Panasonic в торжественной обстановке передала в актив технического оснащения СПбГИКиТ камеру AG-AF104ER – одну из своих инновационных разработок.

Компания Panasonic является давним партнером института. За время сотрудничества СПбГИКиТ стал ее первой и постоянной площадкой при проведении обучающих семинаров для студентов и преподавателей, а также демонстрации и апробации технических новинок Panasonic. В 2010 году техническое оснащение СПбГИКиТ пополнилоась новыми камерами Panasonic, а в этом году региональный представитель компании передал в пользование Институту еще одну камеру – AG-AF104ER. Главное условие – использование камеры в съемках студенческих и различных проектах СПбГИКиТ. Камера была разработана с учетом пожеланий операторов, для которых такая техника является основным инструментом работы. Одним из главных достоинств новой модели является возможность работы камеры с фотооптикой. На встрече было подчеркнуто, что новое приобретение станет одним из первых шагов на пути к инновационным переменам Института. Региональный представитель компании Panasonic отметил, что сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения – это в первую очередь двустороннее партнерство. Для компании стратегически важно иметь возможность знакомить будущих профессионалов в области кино- и телеиндустрии со своими разработками, доводить их до совершенства, учитывая практическое мнение студентов и специалистов Института. К тому же, выходя из стен вуза, новоиспеченные операторы уже будут обладать уверенными навыками работы с новой техникой, делая свой выбор в пользу Panasonic.

В рамках программы международного сотрудничества СПбГИ КиТ в ноябре 2014 года посетил представитель автралийского SAE Institute Пол Джонсон. На встрече с представителем австралийского вуза студенты и сотрудники Института кино и телевидения смогли познакомиться с последними трендами, технологиями и популярными профессиями в сфере мультимедийных технологий за рубежом. Дополнительной пользой от встречи стала возможность пообщаться на живом английском языке.

SAE Institute – крупнейший университет, специализирующийся на образовании в сфере мультимедийных технологий с учебными центрами в более чем 50 городах в 25 странах. Учебное заведение осуществляет сотрудничество с крупнейшими компаниями, среди которых Apple, Panasonic, Sony, JVC, AKAI, Yamaha. В ходе встречи Пол Джонсон рассказал о миссии SAE Institute, которая заключается в предоставлении знаний студентам в новейших сферах так называемых «creative media».

Основными направлениями обучения в SAE Institute на сегодняшний день являются: анимация, производство фильмов, звукорежиссура, разработка игровых проектов, дизайн и развитие мобильных и веб-технологий. Во многом эти программы обучения перекликаются с дисциплинами, которые преподаются в СПбГУКиТ, поэтому обмен опытом и студентами между двумя вузами возможно наладить, тем более, в связи с намерениями SAE Institute открыть дополнительный кампус в России.

Одним из самых модных трендов обучения в SAE Institute сейчас является курс съемки и монтажа фильмов с помощью мобильных устройств. Для этого производителями гаджетов уже разработано немало приложений, которые с удовольствием осваивают студенты во всем мире. СПбГИКиТ перенимает этот опыт. Презентация учебного заведения Полом Джонсоном носила интерактивный характер. В финале встречи студенты и преподаватели СПбГУКиТ с помощью своих гаджетов смогли принять участие в опросах, результаты которых помогли гостю определить действительную степень заинтерсованности аудитории.

Результатом реализации концепции международной интеграции в образовательном процессе Санкт-Петербургского института кино и телевидения станет отработка механизма сетевого взаимодействия учреждений высшего профессионального образования в сфере кино и телевидения Санкт-Петербурга, Европы и Азии, внедрение технологий дистанционного обучения, создание нормативной базы по подготовке кадров в рамках международного сотрудничества, разработка пакета программно-методической документации для введения новых образовательных программ, расширения перечня профессий по которым ведется подготовка специалистов.