Актуальность рецензируемого пособия определяется востребованностью подобного рода работ в процессе подготовки специалистов дошкольного образования.
С учетом ценностно-целевых ориентиров обновления системы образования и современных требований к подготовке бакалавров по направлению Педагогическое образование по профилям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Начальное образование», «Музыка. Дошкольное образование» и специалистов со средним специальным образованием для современных детских садов возрастает потребность в грамотных педагогах.
Значимой составляющей их профессиональной подготовки является компетентность в вопросах об основных этапах и особенностях становления учреждений дошкольного образования, тенденциях и факторах, проблемах и перспективах развития современного дошкольного образования в поликультурном регионе. Знание региональных особенностей, состояния проблем и тенденций развития дошкольной сети, инноваций в учреждениях дошкольного образования позволит специалистам профессионально осуществлять научно-исследовательскую, педагогическую и управленческую деятельность с учетом социокультурных условий Республики Мордовия и национального состава воспитанников.
Представленный в пособии материал содействует формированию важных компетенций: готов использовать нормативные документы в своей деятельности; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты и т.д.
Дошкольные образовательные учреждения Мордовии в пособии рассматриваются как исторический феномен и как динамично развивающаяся социально-педагогическая система, обладающая целостностью, открытостью, взаимосвязью и взаимодействием всех ее компонентов. Материалы пособия составлены на основе анализа состояния современной системы дошкольного образования, нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, статистических материалов, научных трудов и практических разработок в этой области.
Расширение региональных знаний предусматривается при изучении исторического, педагогического, статистического и иного материала о динамике развития дошкольной сети, специфике деятельности учреждений Мордовии. В пособии раскрыты важные аспекты развития учреждений дошкольного образования в регионе. Они и определили структуру пособия (глава 1 «Предпосылки и особенности становления дошкольных учреждений в Мордовском крае»; глава 2. «Развитие дошкольной сети в МАССР», глава 3. «Особенности модернизации сети учреждений дошкольного образования в Республике Мордовия»). Схемы, диаграммы и таблицы, представленные по узловым темам, могут быть использованы как преподавателем во время занятий при объяснении нового материала, так и студентами при подготовке сообщения, реферата, проекта и пр. Лучшему осмыслению фактологического и историко-педагогического материала содействуют летопись, задания для самостоятельной работы и контрольно-измерительные материалы, предложенные для самопроверки знаний.
Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором учебно-методических работ (учебных пособий [2; 4–6], программ и методических рекомендаций курсов по выбору [1; 3; 7]).
Итак, электронное учебное пособие имеет логически выдержанную структуру и состоит из введения, трех глав, заданий для самостоятельной работы, летописи, педагогической библиографии и архивных документах о развитии дошкольной сети Мордовии на разных исторических этапах, контрольно-измерительных материалов для самопроверки и т.д. Учебный материал о тенденциях, этапах, факторах развития и критериях качественной работы дошкольных учреждений республики представлен логико-графическим языком схем, таблиц и диаграмм. Кроме того, разработаны задания для активизации самостоятельной работы студентов бакалавриата и среднего профессионального образования, расширения их знаний и формирования деятельностного отношения к региональным проблемам развития учреждений дошкольного образования на основе анализа текстовых, графических, статистических и иных источников с учетом современных социокультурных условий и ценностно-целевых ориентиров обновления образования.