Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Научный редактор: Семёнов Игорь Никитович.

Совместно с Международным издательским домом LAP Lambert Academic Publishing Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизация образования (ИРПТиГО) Международной Академии гуманизации образования (МАГО, Сочи-Магдебург), его Красноярский филиал реализуют комплексную исследовательскую программу «Детство – 2030». В данной программе особое внимание мы обращаем на издание монографий, научно-методических и справочных пособий, программ по направлению «Адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Монография «Дети с ограниченными возможностями здоровья» включает пять ключевых разделов. Первый раздел: ценности и убеждения, принципы, индикаторы успеха. Второй раздел: методологические основания сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Третий раздел: состав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: общая классификация. Четвёртый раздел: цели образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пятый раздел: приложения.

Рефлексия монографии «Дети с ограниченными возможностями здоровья» позволяет сделать следующие выводы.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных организаций. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребёнка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского). Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.

Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

■ специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

■ требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

■ необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

■ индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

■ следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

■ необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.